EUR69.681.35%
USD58.100.83%

Как признать дом аварийным и добиться его расселения?

Когда дом находится не в лучшем состоянии, многие надеются получить новые квартиры, воспользовавшись программой расселения ветхого и аварийного жилья. Кто реально может претендовать на это и как действовать в случае, если что-то пошло не по плану, сайту "РИА Недвижимость" рассказали эксперты общественной организации НП "ЖКХ Контроль".

скачать советы
1
Что такое "ветхий" и "аварийный" дом?

Если ваш дом построен много лет назад, в нем протекает крыша и просел фундамент, то обычно дом называют ветхим. Это бытовой термин, означающий высокую степень износа. Однако ни методики определения "ветхости", ни юридических последствий присвоение этого термина не несет.

Иное дело понятие "аварийный". Это определение предполагает, что дом не просто старый, но жить в нем опасно для жизни. При этом аварийность может стать следствием не только высокого износа, но и запредельного уровня шума, наличия в материалах дома сверхнормативной концентрации вредных веществ и другие факторы, влияющие на жизнь и здоровье.

2
Кто определяет, аварийный дом или нет?

Признание дома аварийным осуществляется межведомственной комиссией при муниципальном образовании на основании  (см. постановление правительства РФ РФ № 47от 28.01.2006).

В состав комиссии входят представители органов местного самоуправления, представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, а также другие специалисты.

Собственник жилого помещения привлекается к работе в комиссии с правом совещательного голоса.

3
Каким образом можно пригласить комиссию для проверки дома на аварийность?

С заявлением в муниципальную межведомственную комиссию может обратиться любой собственник или наниматель. К заявлению прилагается выписка из Росреестра (подтверждающая право собственности на помещение в доме), или договор социального найма, заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Также правом обращения в данную комиссию обладают органы государственного жилищного надзора или прокуратуры. В этом случае именно на них ложится обязанность по проведению специализированной экспертизы. Таким образом, обращение в данные органы позволяет собственникам сэкономить деньги.

Однако принятие решения о проведении технической экспертизы собственники помещений МКД принимают общем собрании и осуществляют за свой счет.

4
Что происходит после того, как дом признан аварийным?

На основании полученного заключения комиссии соответствующий орган  власти в течение 30 дней издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

В соответствии с Жилищным кодексом РФ снос аварийного дома - это обязанность собственников, которые должны сделать это за свои деньги.

На практике обязательство по переселению аварийных домов чаще всего принимают на себя органы местного самоуправления (тем более что в большинстве домов имеются муниципальные квартиры и муниципалитет является полноправным собственником наряду с физическими лицами). Если у вас и ваших соседей сформирован участок земли под домом и она представляет определенную ценность, то вы можете ее продать или заключить инвестиционный контракт с застройщиком на строительство нового дома самостоятельно.

5
Как быть, если дом давно признан аварийным, но его еще не расселили?

Во-первых, надо понять, когда дом был признан аварийным и в какую программу включен.

Если дом признан аварийным до 01 января 2012 года то, скорее всего, он попадает в программу переселения из аварийного жилья, которую софинансирует Фонд содействия реформированию ЖКХ, однако он может быть включен в другие программы, финансируемые из федерального/субъектового или местного бюджета.

Что касается домов, переселяемых по программе "Фонда ЖКХ", то ваш дом должен быть в перечне расселяемых и об этом можно узнать на сайте.

Также на вашем доме должна быть табличка с указанием срока и места переселения. Если срок вашего переселения подходит, а вас не переселяют, вам необходимо обратится в администрацию муниципального образования для получения необходимой информации. Также вы можете обратиться и в сам Фонд ЖКХ.

Если ваш дом включен в какую-либо иную программу, вам необходимо также уточнить данную информацию в администрации муниципального образования.

6
Кому можно пожаловаться, если заявленные сроки расселения нарушены?

Органы государственной власти (региональные и федеральные органы, представители министерств и ведомств) обязаны расселить аварийный дом по решению межведомственной комиссии в случае, если являются собственниками данного дома. Орган местного самоуправления отвечает за переселение в качестве одного из собственников, владеющего муниципальными программами и в качестве органа, учредившего межведомственную комиссию и обязанного оказать собственникам содействие в сносе аварийного жилья, а также переселить в новое жилье граждан, проживающих в квартирах по договору социального найма.

Органы государственного жилищного надзора, прокуратуры, Роспотребнадзора, как правило, входят в муниципальные ведомственные комиссии. Госжилинспекция и Роспотребнадзор могут понуждать органы местного самоуправления осуществлять переселение, опираясь на заключения о санитарно-эпидемиологическом и техническом состоянии дома. Прокуратура следит за реализацией решений, принятых на основании федерального закона.

Как признать дом аварийным и добиться его расселения?
Мужчина проходит мимо одного из ветхих домов.
Ветхое жилье
© РИА Новости, Александр Кряжев
Мужчина проходит мимо одного из ветхих домов.
Интерактив