Рейтинг@Mail.ru
Александра Сытникова: Реконструкция - это неудобный процесс - Недвижимость РИА Новости, 02.03.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Александра Сытникова: Реконструкция - это неудобный процесс

Партнер КБ "Стрелка", оператора программы "Моя улица" по разработке дизайн-проектов

© КБ "Стрелка"Александра Сытникова
Александра Сытникова
Читать в
Улицы мечты не могут появиться сами по себе, для этого горожане должны донести свои идеи до города и смириться с тем, что реконструкция - это неудобный процесс, считает партнер КБ "Стрелка", оператора программы "Моя улица" по разработке дизайн-проектов, Александра Сытникова. В интервью РИА Недвижимость она рассказала о препятствиях в реализации программы, чем благоустройство на периферии Москвы будет отличаться от работ в центре, а также о том, как реконструкция улиц помогает малому бизнесу.

Улицы мечты не могут появиться сами по себе, для этого горожане должны донести свои идеи до города и смириться с тем, что реконструкция — это неудобный процесс, считает партнер КБ "Стрелка", оператора программы "Моя улица" по разработке дизайн-проектов, Александра Сытникова. В интервью РИА Недвижимость она рассказала о препятствиях в реализации программы, чем благоустройство на периферии Москвы будет отличаться от работ в центре, а также о том, как реконструкция улиц помогает малому бизнесу.

- В следующем году работы по "Моей улице" могут переместиться из центра Москвы в периферийные районы. Чем благоустройство на периферии будет отличаться от благоустройства в центре?

— На периферии можно и нужно использовать другие отделочные материалы, потому что центр сильно загружен, в том числе туристическими потоками, тут гораздо выше напряженность и пешеходный поток. В спальных же районах мы будем рекомендовать использовать менее дорогостоящие, но не менее качественные материалы. Такие на рынке есть. Если говорить о плитке, есть прекрасная альтернатива граниту — это бетонные плиты с покрытием, например, из натуральной гранитной крошки. Стоит дешевле, но характеристики хорошие — и технические, и эстетические.

Есть вещи, на которых имеет смысл экономить, например плита покрытия, а есть вещи, на которых, вне зависимости от того, где расположена проектируемая площадка, экономить не имеет смысла. Скажем, опоры освещения. Это очень функциональная вещь, они долговечные и хорошо эксплуатируются.

- А деревья?

— Все говорят о липах, но у нас огромная линейка деревьев, и мы стараемся максимально разнообразить ее. За все время программы "Моя улица" было высажено действительно много деревьев. Все взрослые деревья, которые высаживаются, на самом деле импортные, потому что у нас, к сожалению, нет питомников, которые могли бы предоставить взрослые деревья для городских улиц. Более молодые деревья из российских питомников есть, поэтому на периферии мы будем рекомендовать высаживать их.

В этом году будет закупаться порядка 4,5 тысячи деревьев. За два года программы мы посадили суммарно 7 тысяч. В будущем мы хотели бы, чтобы темпы высадки не уменьшались, а скорее наоборот. Но над этим нужно работать тщательно и продуманно и не ставить себе цель исключительно в высадке как можно большего количества новых деревьев. Где-то можно оставить старые, где-то досадить. Главное — перед началом работ провести всесторонний анализ территории, в том числе с точки зрения дендрологии.

- На какие спальные районы стоит обратить внимание в первую очередь, с чего начать?

— Идея субцентров внутри района не нова, мы очень горячо ее поддерживаем и активно предлагаем развивать такие центры на периферии города. Это не требует значительных бюджетных средств. Например, чтобы повысить качество благоустроенной среды в Чертанове не требуется благоустраивать весь район. Достаточно, чтобы каждый житель почувствовал на себе новое качество общественного пространства. Достаточно сделать возле метро небольшую активную территорию, точку притяжения. Возле "Чертановской" это бульвар, прилегающие площади и буквально две-три улицы. Тогда весь район будет являться "героем" этого места, все будет вовлечены. Таким образом, мы предлагаем взять по всем округам по несколько субцентров и благоустраивать.

- Программа рассчитана до конца 2018 года, однако недавно заммэра Москвы по вопросам ЖКХ и благоустройства Петр Бирюков заявил, что она не закончится никогда. Значит ли это, что программа будет продлена?

— Я уверена, что он имел в виду не бесконечную стройку, от которой мы все так устали. Он хотел сравнить город с хорошей хозяйкой, которая всегда проводит в своем доме уборку и следит за порядком. И в этой метафоре я с ним соглашусь: за городом надо следить. Но в каком объеме, кто это будет делать, на каких уровнях — это вопросы разработок городских программ.

- В рамках "Моей улицы" некоторые улицы стали пешеходными, на некоторых участках расширяются тротуары и сокращается проезжая часть. Целесообразно ли это, учитывая проблему с пробками в Москве?

— Однозначно целесообразно. Во-первых, в столице с учетом работы программы "Моя улица" довольно прилично выросла культура городских прогулок — горожане пошли гулять. Для доказательства можно посмотреть на Тверскую улицу невооруженным глазом, даже не нужно делать специальные замеры и исследования, или на благоустроенные участки Садового кольца — пешеходный поток значительно увеличился. Это значит, что на широких тротуарах людям комфортно пройтись, и они понимают, что это в принципе можно делать. Если мы возьмем старые фотографии Тверской, мы увидим узкие асфальтовые тротуары, когда люди пробирались между машин.

Очень важные момент — на подавляющем большинстве объектов программы "Моя улица" транспортные схемы практически не изменились. Проезжая часть полос движения машин не претерпела изменений. Изменилась ширина полосы движения, она была оптимизирована до 3,25 метра, это минимальная ширина, которую мы предлагаем. Такой ширины хватает для перемещения транспорта, в том числе и общественного. В Германии, например, принята ширина 2,85-3,25 метра.

Исключение составляют только некоторые исторические части города. На некоторых участках Бульварного кольца есть трехметровые полосы, но они такими уже были, то есть их не сужали.

- То есть программа никак не усугубила ситуацию с заторами на дорогах?

— Да, пробки не возрастают, а пропускная способность улиц сохраняется. И я даже убеждена, что она улучшается, потому что общая скорость движения становится чуть меньше, но за счет этого меньше и пробки. То есть машина двигается всегда, а не разгоняется и тормозит. Но при этом увеличились пешеходные тротуары — нам стало удобнее ходить, но не стало хуже ездить.

- А для чего нужно сокращать проезжую часть в районе Зубовского бульвара, где напряженный участок для автомобилистов, а расширение тротуара не обосновано, так как значительных пешеходных потоков там нет?

— Это сейчас нет, но у нас нигде его не было. Пешеходный поток сейчас появляется в тех местах, где прошло благоустройство. В выходные и праздники в Парк Горького приезжает колоссальное количество людей, поэтому весь этот поток можно будет перераспределить по обновленному Зубовскому, находящемуся поблизости от парка.

Важно отметить, что Зубовский бульвар всегда был избыточной ширины, это самая широкая часть Садового кольца. До момента, когда департамент транспорта столицы начал заниматься платными парковками и вообще упорядочиванием и администрированием парковок, все Садовое кольцо было забито машинами. Они там просто стояли и мы этими полосами не пользовались, по сути. Длинные линейные плоскостные парковки в центре Москвы на очень дорогой земле, которую можно использовать по другому назначению.

Сегодня это пространство переосмысливается, а широкими тротуарами теперь будут пользоваться горожане. Они получат обратную связь в виде прогулок, здесь появятся зеленые посадки, которые будут экранировать магистраль Садового кольца от пешеходной части, создавая комфорт и хороший микроклимат, а также ощущение безопасности. Здесь также можно спокойно развивать малый бизнес: лотки, веранды кафе и ресторанов.

- Часто "Моя улица" полностью перекрывает доступ к магазинам и другому бизнесу на реконструируемой улице. Почему нельзя проводить работы, не затрагивая интересов предпринимателей?

— Возьмем Тверскую и те цифры по количеству малых бизнесов, которые существовали на этой улице до и после ее реконструкции. В период реконструкции магазины и кафе, действительно, были закрыты баннерами, тем не менее проходы к ним обеспечивались. Но из-за баннеров горожане хуже видели вывески и рекламу, то есть в этой части программа ущемляла интересы малого бизнеса. Но после того как реконструкция закончилась, здесь открылось изрядное количество новых бизнес-точек. Более того, у владельцев недвижимости на Тверской улице возросла стоимость аренды. А если растет аренда и растет количество малого бизнеса, значит, в городской бюджет будет поступать больше налогов, а возвращаются эти налоги в том числе снова в виде благоустройства городских улиц.

Уже на примере ранее благоустроенных Маросейки и Покровки можно сделать вывод, что бизнес не совсем страдает. Основную часть площадей этих улиц занимают объекты общественного питания. Доля таких арендаторов на Маросейке выросла с 35% до 43%, на Покровке — с 36% до 42%.

- Во время реконструкции столичных улиц было сделано множество археологических находок. Расскажите, на скольких площадках шли археологические работы?

— Все это ожидаемо, работы проходят в центре города, которому несколько сотен лет, поэтому есть вероятность раскопать что-то интересное. Поэтому археологи работают на всех площадках.

- Где до конца этого сезона еще могут начаться раскопки?

— Скорее всего, нигде. Хотя работы еще идут. Обычно находки обнаруживают во время прокладки коммуникаций. Сейчас август, скоро стройки завершатся, идут отделочные работы, поэтому если что-то и будет появляться, то совсем редко.

- Сколько вообще археологических находок сделано во время работ по "Моей улице"?

— Это невозможно сказать, как невозможно посчитать, сколько зерен в мешке. Потому что за время работы по программе было найдено действительно очень много объектов: от крупных, как храм XVI века на Биржевой площади, до мелких — женских сережек и браслетов.

- Некоторые жители города недоумевают, почему при реконструкции улиц зачастую меняют совсем новую плитку, положенную буквально в прошлом году. Можете объяснить, зачем это делается?

— Жители всегда недоумевают по какому-то поводу. Важно разобраться с тем, что именно мы называем новой плиткой — новая ли она по формальному признаку или по интуитивным ощущениям горожан. Новым считается покрытие, которое находится на гарантии. Например, в Москве это сроки от года до пяти лет. Если не произойдет серьезных аварий, связанных с коммуникациями под землей, к этой плитке никто не подойдет и близко на протяжении всего гарантийного срока. Есть территории, на которых плитка уже вышла за гарантийный срок, но она выглядят хорошо и безопасно, а значит, ей можно пользоваться и дальше.

В таком случае каждый раз в ручном режиме принимается решения городом, а мы со своей стороны даем какие-то рекомендации. Если это вписывается в общую задумку дизайна проекта, мы рекомендуем оставлять плитку. То, что не вписывается, мы рекомендуем переделывать. В рамках программы случалось, что плиты мощения разбирались, отвозились на склады, а потом выкладывались на других объектах. С гранитной плитой ничего не случится, если ее аккуратно вынимать и перекладывать. Это хороший материал, который может служить 50 лет и больше.

- Расскажите, как происходит выбор озеленения для "Моей улицы". Кто выбирает цветы и деревья, а также места, на которых их нужно высаживать.

— В своих дизайн-проектах мы выбираем породный ассортимент деревьев и кустарников в соответствии с условиями места произрастания (климатическими, почвенными, гидрологией, инсоляцией и так далее) и их эстетическими особенностями, и в качестве рекомендации передаем заказчику. Он, исходя из своих возможностей, уже сам регулирует этот процесс.

У нас в штате есть специалисты — ландшафтные архитекторы, также у нас есть консультанты: дендрологи, биологи, инженеры садово-паркового и ландшафтного строительства, которых мы регулярно привлекаем к работе. Например, Ботанический сад МГУ — один из наших любимых партнеров, с которым мы работаем больше всех по "зеленке". Они нас консультируют в части породного ассортимента, что куда можно и нельзя сажать. Например, нельзя сажать кустарник — облепиху крушиновидную рядом с дорожками, так как она обладает высокой порослевой способностью и может корнями разрушать мощение. Исходя из условий конкретного места, мы и предлагаем породный состав насаждений и характеристики посадочного материала: деревьев, кустарников и многолетников (возраст, высоту, обхват ствола, диаметр кроны). Дальше заказчик сам решает, насколько он может себе это позволить.

- Почему деревья-крупномеры, закупленные для программы, так дорого стоят?

Дерево — это довольно дорогой элемент городской среды. Пятилетняя липа будет стоить значительно дешевле, чем 15-летняя. На улицах города нужно высаживать перешколенные деревья, то есть которые вынимались и пересаживались каждые три года в течение долгих лет. Благодаря такой системе выращивания, у дерева сформировалась корневая система, и оно стало более жизнеспособным и жизнестойким. Отсюда формируется и стоимость. Если привезем в Москву дерево из леса, оно с высокой долей вероятности выпадет в первые месяцы после посадки. Процедура перешколивания требует хороших питомников, у нас таких нет. Потому что такой бизнес предполагает окупаемость с очень большим горизонтом планирования.

- Расскажите, какие деревья и где планируется высаживать этой осенью?

— Этой осенью 4,5 тысячи деревьев будут высажены на всех объектах, где мы работаем. Мы в этом году завершаем реконструкцию набережных внутри Садового кольца от Пречистенской до Гончарной. На всем этом участке будут высажены липы, но не непрерывной аллеей, так как кое-где мешают коммуникации.

Помимо лип среди деревьев под посадку этой осенью у нас вязы, ольха, а также клены — куда без них. Кроме этого, на Садовом кольце будет высажено большое количество декоративных фруктовых деревьев, потому что "садовое" подразумевает "сад". Это будут груши, рябины, яблони, перга и вишни.

Если говорить о цветах, мы также рекомендуем заказчику многолетние растения, а дальше он сам планирует. С цветами все сложнее, чем с деревьями. За многолетниками ухаживать хлопотно и это требует определенных навыков. Поэтому в Москве пока много однолетних растений, с ними работать проще.

- В основу стандартов благоустройства, над которыми сейчас работает "Стрелка", положен опыт Москвы. Можно ли назвать опыт Москвы неким шаблоном для работы по благоустройству других городов?

— Нельзя советовать опыт какого-либо города другому. Перенести проект московской улицы в Ижевск никак не получится. Можно учесть опыт работы в определенном городе, как столичный опыт работы в программе "Моя улица", что мы и делаем. Мы приезжаем в города и рассказываем, с какими проблемами можно столкнуться. Ведь мы, исходя из собственного опыта, уже знаем, какие трудности возникают и как их нужно решать на протяжении реализации программы. Полезно, когда решения уже заложены в дизайн-проект.

Возникают вопросы, на которые мы находим ответы: парковки, как положить мощение, как лучше подрезать плитку на стыках, как одна улица должна перейти в другую, как благоустраиваемый объект должен состыковаться на границе с объектом, который не благоустраивается. От этих вещей многое зависит. Это как сшить платье у очень дорогостоящего дизайнера, а потом приехать в ателье в своем районе и попросить петли обметать. Петли будут кривые, и все платье можно будет выбросить. То же самое с улицами.

Успех реализации финального продукта, успех Тверской улицы, например, — это продукт работы большой команды и многих людей. Мы там были от первых эскизов до финальной закладки каждой плиты мощения, чтобы понимать, что наши рекомендации не размывались к финишу.

- А есть ли хорошие примеры для подражания в части благоустройства в российских городах, которые использованы либо будут использованы при разработке стандартов? Может ли что-то региональное использоваться в Москве?

— Чем разнообразнее площадки, тем больше происходит взаимное обогащение. Мне уже сложно разделить московские проекты и региональные, потому что и там, и там интересно. Сейчас не приведу примеров, но да, такое происходит, это непрерывный творческий процесс.

Но важно помнить, что задачи во всех городах разные, население разное, и от этого очень зависит сценарий развития в городе. Есть Москва и Питер, есть города-миллионники, а есть города по 500 тысяч и по 200 тысяч человек. Плюс надо понимать, что есть юг, а есть север. Если взять юг — Владикавказ, Ставрополь, Грозный, Краснодар, уже все четыре города разные и сравнить их нельзя. Под каждую задачу нужно выстраивать конкретные решения.

- Какие основные препятствия при создании комфортной среды в российских городах?

— Препятствия — это, пожалуй, неготовность города принимать изменения. Это самое важное препятствие и тут нет исключений, Москва ли это или Ижевск. Реконструкция — это неудобный процесс, и мы уже это чувствуем по Москве. Временами действительно бывает очень неудобно с этим жить. Но если город готов принимать изменения, то надо как-то перетерпеть, переболеть это, а потом получить новое общественное пространство, на котором будет комфортно несколько десятилетий. Нужно время.

Но есть москвичи, которые оценивают программу уже сейчас, все зависит от скорости восприятия и от живости реакций человека. Есть горожане, которые никогда не поймут результаты программы. А большинство оценит через несколько лет.

Нельзя сравнивать города, это как дети в одной семье — общая фамилия, но все с разными характерами. Здесь также. Несмотря на общую структуру выстраивания власти, всегда работает человеческий фактор. Все зависит от лидера региона: если это харизматичный и энергичный человек, который видит перспективу развития своего региона, то он уже придает энергии своей команде. Если лидер региона нехаризматичный и считает, что у него много других более важных задач, то там программа идет намного сложнее. Главы городов и команды, которые работают с ними, играют большую роль в реализации программ.

- АИЖК и КБ "Стрелка" разрабатывают дизайн-проекты приоритетных общественных пространств в 40 городах России в рамках программы разработки стандартов комплексного развития территорий, реализуемой при поддержке Минстроя. Как идет работа?

— 25 городов выходят в стройку уже в этом году. В некоторых уже идут строительные работы — в Новосибирске, Воронеже, Красноярске. Дальше эта машина будет только набирать обороты.

- Мы много говорили о качественной городской среде, а какой город вы считаете своим любимым?

— У меня есть города, где я чувствую себя чуть лучше или чуть хуже, но в целом у меня счастливая работа, связанная с тем, что я вижу большое количество новых мест и разных сценариев жизни. И мне все это очень интересно, это как читать новую книгу и погружаться в новую реальность. Нельзя сравнивать круглое со сладким, так же и с городами. Да, я возвращаюсь в Москву: я здесь живу на протяжении долгих лет жизни, здесь мой дом и моя семья, но есть и другие милые моему сердцу города.

Например, недавно я была в Твери и открыла для себя этот город. Он находится в часе езды от Москвы, но при этом в нем прекрасно сохранилась историческая застройка и в перспективе я вижу, как он мог бы стать примером идеального уездного российского города. Это будет здорово.

Беседовала Ольга ГАХОКИДЗЕ

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала