USD64.810.08%
EUR73.210.37%

Бюрократия на стройке: как оформить документы на возведение частного дома

Строительство индивидуального дома начинается "с бумаги", а именно с целого вороха документов, которые предстоит оформить будущему домовладельцу. При этом на разных этапах стройки "портфели документов" будут меняться. Юристы рассказали сайту "РИА Недвижимость", как законно и в разумные сроки оформить документы на строительство частного дома.

Строительство индивидуального дома начинается "с бумаги", а именно с целого вороха документов, которые предстоит оформить будущему домовладельцу. При этом на разных этапах стройки "портфели документов" будут меняться.  Юристы рассказали сайту "РИА Недвижимость", как законно и в разумные сроки оформить документы на строительство частного дома.

Оформление земельного участка

В соответствии с положениями ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в частности, статей 16, 18, государственная регистрация права собственности на земельный участок осуществляется на основании следующих документов:

- заявления сторон договора купли-продажи или уполномоченного ими лица (представителя по нотариальной доверенности);

- документов, удостоверяющих личность заявителей;

- платежного документа, подтверждающего оплату государственной пошлины (размер государственной пошлины для физических лиц составляет 1 тысячу рублей, разделенных на всех участников сделки);

- договора купли-продажи, совершенного в простой письменной форме (не менее чем в двух подлинных экземплярах) или нотариально удостоверенного;

- правоустанавливающих документов продавца на земельный участок – свидетельства о праве собственности на земельный участок (иного правоустанавливающего документа);

- кадастрового плана (выписки из кадастрового плана) земельного участка (указанный документ, может быть запрошен регистрирующим органом самостоятельно при отсутствии его у заявителей).

Как грамотно провести межевание земельного участка >>>

В случае, если на земельной участке уже расположен объект незавершенного строительства, его можно оформить одновременно с участком, предоставив указанный выше пакет документов в территориальные органы Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) по месту нахождения земельного участка или в многофункциональные центры предоставления государственных услуг. Общий срок государственной регистрации не превышает 20 календарных дней со дня подачи заявления и документов, необходимых для государственной регистрации прав.

Кроме того, покупателю участка с недостроенным объектом также придется вызывать кадастровых инженеров, которые должны определить процент, на который возведено строение.

В принципе, в этом случае, чтобы избежать лишней бумажной волокиты, по договоренности с продавцом можно оформить участок "с недостроем" как обычный земельный участок (без недостроя), а потом уже получить разрешение на строительство, либо сразу достроить незавершенный объект и оформить его уже в готовом виде.

Разрешение на строительство

По общему правилу, для осуществления строительства объектов недвижимости необходимо получить от органов местного самоуправления (администрации) разрешение на строительство. Оно необходимо при возведении объектов капитального строительства, к которым относятся в том числе и коттеджи.

В соответствии с положениями Градостроительного кодекса РФ для осуществления индивидуального жилищного строительства не требуется проведения мероприятий по архитектурно-строительному проектированию, и, соответственно, разработке и утверждению проектной документации.

Индивидуальным жилым домом считается жилое помещение, имеющее не более трех этажей, предназначенное для проживания одной семьи.

Как выглядят современные коттеджи эконом-класса >>>

Соответственно, заинтересованное лицо направляет в органы местного самоуправления (администрацию) непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных услуг следующие документы:


- заявление о выдаче разрешения на строительство;

- правоустанавливающие документы на земельный участок;

- градостроительный план земельного участка (выдается органом местного самоуправления по заявлению физического лица);

- схему планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства. Данная схема представляет собой условный документ, в котором владелец земельного участка указывает, что в принципе планирует размещать на участке. Эта схема может быть нарисована самостоятельно или с помощью частных архитектурных или строительных организаций.

Перед тем, как начать строить дом, владельцу участка не помешает обратиться либо в органы местного самоуправления, либо в частные архитектурные бюро или строительные организации и узнать, какие существуют правила и ограничения расположения строений на участке. Это нужно для того, чтобы в момент регистрации уже построенного дома не выяснилось, что он, например, расположен слишком близко к забору. В противном случае владельцу придется переносить или перестраивать дом. 

Срок выдачи разрешения на строительство не может превышать 10 дней со дня получения заявления о выдаче разрешения.

Оформление построенного дома

Для государственной регистрации вновь созданного (построенного "с нуля") объекта индивидуального жилищного строительства заявитель предоставляет следующие документы:

- заявление о государственной регистрации;

- документ, удостоверяющий личность заявителя;

- документ, подтверждающий оплату государственной пошлины;

- кадастровый паспорт объекта индивидуального жилищного строительства и разрешение на строительство (до 1 марта 2015 года кадастровый паспорт объекта индивидуального жилищного строительства является единственным документом, подтверждающим факт создания такого объекта индивидуального жилищного строительства на указанном земельном участке и содержащим его описание).

Так как выше была описана процедура государственной регистрации земельного участка, на котором предполагается возведение индивидуального жилого дома – предоставление правоустанавливающих документов на земельный участок уже не требуется.

Одноэтажная Россия: подключаем, ремонтируем и обустраиваем "свежий" коттедж. Совет >>>

 
Одновременно с заявлением о государственной регистрации вновь созданного объекта недвижимости собственник подает заявление о постановке индивидуального жилого дома на кадастровый учет, так как кадастровый паспорт на момент обращения заявителя отсутствует (это также распространяется на случаи, когда строительство дома осуществлялось в отсутствии разрешения на строительство).

Получению кадастрового паспорта индивидуального жилого дома предшествует проведение кадастровых работ и подготовка технического плана сооружения. Срок осуществления кадастрового учета составляет не более 20 дней с момента получения заявления заинтересованного лица о проведении кадастрового учета.


В соответствии с положениями статьи 55 Градостроительного кодекса и федерального закона от 29 декабря 2004 года №191-ФЗ, до 1 марта 2015 получение разрешения на ввод частного дома в эксплуатацию не требуется.

Роман Зятнин, юрист коллегии адвокатов "Юков и Партнеры"

Бюрократия на стройке: как оформить документы на возведение частного дома