EUR63.230.09%
USD59.180.37%

Трущобы в небоскребы, или Зачем Индии 400-метровый жилой дом из контейнеров

Мир стремится к "вертикальному" образу жизни, и высотное строительство захватывает все новые пространства. Архитекторы ищут способы строительства небоскребов не только для элитной публики, но и в районах трущоб. Известный испанский архитектор Карлос Гомез рассказал сайту "РИА Недвижимость" о способе удешевить строительство высотных зданий, прибегая к неординарным техникам.

Архитектор Карлос Гомез
© Carlos R. Gomez

Мир стремится к "вертикальному" образу жизни, и высотное строительство захватывает все новые пространства. Архитекторы ищут способы строительства небоскребов не только для элитной публики, но и в районах трущоб. Известный испанский архитектор Карлос Гомез рассказал сайту "РИА Недвижимость" о способе удешевить строительство высотных зданий, прибегая к неординарным техникам.

Строительная необходимость

Современные города сталкиваются с беспрецедентными демографическими, экологическими, экономическими, социальными и пространственными проблемами. В ряде стран последствия уже ощутимы, в том числе это отсутствие нормального жилья и рост трущоб, неадекватная и устаревшая инфраструктура — будь то строительство дорог, общественного транспорта, водоснабжения или канализации.

Трущобы Дхарави в Мумбаи, Индия
© flickr.com/Padmanaba01
Трущобы Дхарави в Мумбаи, Индия

Особенно подобным проблемам подвержены страны Африки, Азии, Латинской Америки и Карибского бассейна. Конечно, усугублению ситуации способствуют крайняя нищета в ряде районов, безработица, безопасность и проблемы преступности, загрязнения окружающей среды и вопросы здравоохранения, а также плохо управляемые природные или техногенные катастрофы. 

Сократить этот "порочный" список возможно путем создания в проблемных районах благоприятной среды, решая вопросы жилья для людей, уходя от трущоб. Для этого нужно искать способы удешевления строительства. К примеру, существуют определенные стандарты высоты: чем выше здание, тем оно дороже. Однако при этом здесь встает вопрос не "дорого или дешево", а баланса объема инвестиций и прибыли, которую может получить инвестор. Поэтому я решил предложить построить в Мумбаи именно небоскребы, а не малоэтажный квартал, поскольку здесь очень дорогая земля, и такой способ позволит решить вопрос плотности как раз с помощью высотности проекта.

Кроме того, строя небоскребы, мы таким образом увеличиваем количество общественного пространства, которое впоследствии будет использоваться жителями района. 

Небоскреб в трущобах

Разговор об уникальных технологиях строительства высотных зданий я бы начал с концепции здания, которое планируется построить в индийском  городе Мумбаи.

Проект небоскреба из транспортных контейнеров от CRG Architects в Мумбаи, Индия
© CRG Architecture Consultants, Ltd
Проект небоскреба из транспортных контейнеров от CRG Architects в Мумбаи, Индия

Все началось с запроса на строительство жилого здания, которое было бы доступным для небогатых людей и улучшило бы условия жизни для жителей одного из беднейших районов города — Дхарави. Стояла задача снизить затраты на строительство, что и стало одной из причин разработки проекта высотного здания из транспортных контейнеров.

Переработка использованных контейнерных модулей — дешевый и достаточно доступный способ строительства для такого портового города, как Мумбаи. Проектом предусмотрено строительство из грузовых контейнеров двух жилых башен высотой 400 и 200 метров, рассчитанных на 5 тысяч жителей.

Конструкция не только простая, но и экологичная, что немаловажно в современной экологической обстановке. В основе конструкции жилых домов — цилиндры, вокруг которых установлены сами контейнеры. Такое расположение неслучайно — это четкая математическая модель, которая позволяет распределить блоки в высоту.

Проект небоскреба из транспортных контейнеров от CRG Architects в Мумбаи, Индия
© CRG Architecture Consultants, Ltd
Проект небоскреба из транспортных контейнеров от CRG Architects в Мумбаи, Индия

Кроме того, в контейнеры, благодаря системе рециркуляции повторного использования воды, будет поступать чистая вода. Небоскребы будут декорированы вертикальными садами, которые также буду снабжены достаточным количеством воды.

Кроме того, фасады небоскребов будут выполнены в ярких красках, что характерно для такой страны, как Индия, и отличит здания от типичной цветовой гаммы. Также продуманы до мелочей и общественные зоны для жителей — школы, медицинские зоны и развлекательные пространства.

Инвестиции в проект сказать не могу, но строительство небоскреба из контейнеров обойдется примерно на 35% дешевле, чем обычное сооружение. Для меня сейчас это наиболее важный проект, надеюсь, он будет реализован.

Проект небоскреба из бамбука от CRG Architects в Сингапуре
© CRG Architecture Consultants, Ltd
Проект небоскреба из бамбука от CRG Architects в Сингапуре
Проект THE TOWN от CRG Architects  для города Шеньжень, Китай
© CRG Architecture Consultants, Ltd
Проект THE TOWN от CRG Architects для города Шеньжень, Китай
Проект здания TOBACCO COMPANY LOGISTICS CENTER в городе Шэньчжэнь, Китай
© CRG Architecture Consultants, Ltd
Проект здания TOBACCO COMPANY LOGISTICS CENTER в городе Шэньчжэнь, Китай
Проект небоскребов VANKE KYUSHU в городе Шэньчжэнь, Китай
© CRG Architecture Consultants, Ltd
Проект небоскребов VANKE KYUSHU в городе Шэньчжэнь, Китай
1/4

Также есть еще один важный проект — бамбуковый небоскреб. Здание сейчас еще на стадии концептуального проектирования. Пока нет уверенности, где оно может быть построено, но, возможно, в Сингапуре. В 2015 году проект вошел в шорт-лист финалистов World Architecture Festival awards.

России по размеру

Кстати, я бы с удовольствием что-то построил бы и в России — в Москве или каком-то крупном городе, как Екатеринбург. Российская столица — это очень интересный город

с точки зрения исторической и современной архитектуры. Для меня и бюро CRG будет скачком, если мне удастся стать частью архитектурного сообщества, работающего в Москве.

Надо сказать, что поскольку покупка квартиры или дома — это всегда дорогое удовольствие, в том числе и для россиян, возможно, недорогие технологии строительства прижилась бы и в России. Кстати, на прошедшем в начале октября форуме я представлял концепцию делового квартала "Екатеринбург-Сити".

Если же говорить о технологиях, Россия, конечно, — достаточно технологически продвинутая страна, но лидерами в высотном строительстве все-таки являются Штаты и Китай. Это страны, которые вкладывают большие инвестиции в исследование развития высотного строительства, а РФ пока не создает тенденции в многоэтажном строительстве.

К примеру, в Китае два мегаполиса Пекин и Шанхай — политический и экономический центры, имеют высотную застройку, а в России самые высокие здания строятся в Москве, которая служит политическим и экономическим центром страны, Санкт-Петербург на втором месте. 

Кстати, если мы берем Москву и Санкт-Петербург, то они тоже отличаются. На мой взгляд, в Петербурге люди намного консервативнее относятся к вопросам архитектурного наследия, и там не строится большое количество новых зданий, поскольку люди хотят сохранить город.

Сегодня мир бежит к "вертикальному" образу жизни. Например, в Азии, и особенно в Сингапуре, Токио и Гонконге есть много успешных высотных экспериментов. Действительно, 80% населения Сингапура живет в государственном жилье, большая часть из которого — высотки. В Китае также наблюдается бум строительства небоскребов и не только для богатых людей. Высотное строительство развивается, охватывая новые пространства в мире.

Трущобы в небоскребы, или Зачем Индии 400-метровый жилой дом из контейнеров
Трущобы Дхарави в Мумбаи, Индия
Проект небоскреба из транспортных контейнеров от CRG Architects в Мумбаи, Индия
Проект небоскреба из транспортных контейнеров от CRG Architects в Мумбаи, Индия
Проект небоскреба из бамбука от CRG Architects в Сингапуре
Проект THE TOWN от CRG Architects для города Шеньжень, Китай
Проект здания TOBACCO COMPANY LOGISTICS CENTER в городе Шэньчжэнь, Китай
Проект небоскребов VANKE KYUSHU в городе Шэньчжэнь, Китай
Архитектор Карлос Гомез
Трущобы Дхарави в Мумбаи, ИндияПроект небоскреба из транспортных контейнеров от CRG Architects в Мумбаи, ИндияПроект небоскреба из транспортных контейнеров от CRG Architects в Мумбаи, ИндияПроект небоскреба из бамбука от CRG Architects в Сингапуре Проект THE TOWN от CRG Architects  для города Шеньжень, КитайПроект здания TOBACCO COMPANY LOGISTICS CENTER в городе Шэньчжэнь, Китай Проект небоскребов VANKE KYUSHU в городе Шэньчжэнь, КитайАрхитектор Карлос Гомез
Трущобы Дхарави в Мумбаи, Индия
© flickr.com/Padmanaba01
Трущобы Дхарави в Мумбаи, Индия
Проект небоскреба из транспортных контейнеров от CRG Architects в Мумбаи, Индия
© CRG Architecture Consultants, Ltd
Проект небоскреба из транспортных контейнеров от CRG Architects в Мумбаи, Индия
Проект небоскреба из транспортных контейнеров от CRG Architects в Мумбаи, Индия
© CRG Architecture Consultants, Ltd
Проект небоскреба из транспортных контейнеров от CRG Architects в Мумбаи, Индия
Проект небоскреба из бамбука от CRG Architects в Сингапуре
© CRG Architecture Consultants, Ltd
Проект небоскреба из бамбука от CRG Architects в Сингапуре
Проект THE TOWN от CRG Architects  для города Шеньжень, Китай
© CRG Architecture Consultants, Ltd
Проект THE TOWN от CRG Architects для города Шеньжень, Китай
Проект здания TOBACCO COMPANY LOGISTICS CENTER в городе Шэньчжэнь, Китай
© CRG Architecture Consultants, Ltd
Проект здания TOBACCO COMPANY LOGISTICS CENTER в городе Шэньчжэнь, Китай
Проект небоскребов VANKE KYUSHU в городе Шэньчжэнь, Китай
© CRG Architecture Consultants, Ltd
Проект небоскребов VANKE KYUSHU в городе Шэньчжэнь, Китай
Архитектор Карлос Гомез
© Carlos R. Gomez
Архитектор Карлос Гомез
Интерактив