USD64.740.33%
EUR73.090.16%

"Воображаемую архитектуру" Пиранези воссоздали в Эрмитаже

Выставка "Дворцы, руины и темницы. Джованни Батиста Пиранези и итальянские архитектурные фантазии XVIII века", которая проходит в Эрмитаже в рамках перекрестного года России и Италии, показывает графику, вдохновлявшую Эйзенштейна и Малевича, рассказали РИА Новости в пресс-службе музея.

С.-ПЕТЕРБУРГ, 8 декабря - РИА Новости. Выставка "Дворцы, руины и темницы. Джованни Батиста Пиранези и итальянские архитектурные фантазии XVIII века", которая проходит в Эрмитаже в рамках перекрестного года России и Италии, показывает графику, вдохновлявшую Эйзенштейна и Малевича, рассказали РИА Новости в пресс-службе музея.


"Воображаемая архитектура - особый жанр того времени. Пиранези, создавший серию гравюр Prima Parte, нарисовал в определенном смысле образцы для современной ему архитектуры, которая, по его мнению, тогда находилась в упадке. Собственно, из этого подхода и выросла так называемая "бумажная архитектура", столь модная в ХХ веке", - рассказал РИА Новости куратор выставки Аркадий Ипполитов.


Представленные на выставке гравюры Пиранези, сделанные молодым художником в 40-е годы XVIII века, являются частью альбома Opera Varie 1750 года, который приобретен Екатериной II в 1768 году в составе собрания графа Брюле. Эти произведения стали основой графической коллекции Эрмитажа.


Гравюры и офорты Пиранези, на которых изображены величественные античные развалины и никогда не существовавшие городские пейзажи, состоят из трех серий "Прима Парте", "Гротески" и "Темницы". Последнюю серию отличает особая мрачная атмосфера, позднее послужившая источником вдохновения для представителей романтизма.


Кураторы выставки подчеркивают, что графика Пиранези, почти не замеченная современниками, оказала серьезное влияние не только на неоклассицизм, но и на художников, архитекторов и даже писателей намного более позднего времени. Интерес к Пиранези возродился в эпоху романтизма, но по-настоящему расцвел при модернизме.


Среди тех, на кого художник оказал непосредственное влияние, Ипполитов называет Германа Меллвила, Эдгара По, Олдоса Хаксли, Маргерит Юрсенар. Из режиссеров пейзажами Пиранези вдохновлялись Сергей Эйзенштейн и Фритц Ланг. Прообразом "летающих городов" Малевича кураторы тоже называют выдуманную архитектуру итальянского гравера.


Также на выставке представлены работы Бибиена, Гонзаги, Барбери, Манокки. Часть этих художников создавали так называемые ведуты, итальянские городские пейзажи, еще до Пиранези, остальные являются его последователями.


Пиотровский отметил, что экспозиция перекликается с выставкой дагерротипов, которая также открылась в Эрмитаже, и одновременно с выставкой исламской архитектуры, которая начнет свою работу завтра.

"Воображаемую архитектуру" Пиранези воссоздали в Эрмитаже
Здание Государственного Эрмитажа со стороны Дворцовой площади. Ленинград.
Государственный Эрмитаж
© РИА Новости, Рудольф Кучеров
Здание Государственного Эрмитажа со стороны Дворцовой площади. Ленинград.