Рейтинг@Mail.ru
Самые известные творения Щусева в Москве: от вокзала до мавзолея - Недвижимость РИА Новости, 29.02.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Самые известные творения Щусева в Москве: от вокзала до мавзолея

Читать в
Сегодня, 8 октября, исполняется ровно 140 лет со дня рождения заслуженного архитектора СССР Алексея Щусева. Зарекомендовавший себя и как мастер церковной архитектуры, и как автор масштабных гражданских построек Щусев оставил после себя богатое архитектурное наследие. Его неоклассические работы снискали ему славу новатора, но в то же время про него говорили, что он был "ангажирован" советской властью. В день рождения зодчего сайт "РИА Недвижимость" предлагает вспомнить самые известные его работы в Москве.
© РИА Новости / Руслан Кривобок | Перейти в медиабанкСегодня, 8 октября, исполняется ровно 140 лет со дня рождения заслуженного архитектора СССР Алексея Щусева. Зарекомендовавший себя и как мастер церковной архитектуры, и как автор масштабных гражданских построек Щусев оставил после себя богатое архитектурное наследие. Его неоклассические работы снискали ему славу новатора, но в то же время про него говорили, что он был "ангажирован" советской властью. В день рождения зодчего сайт "РИА Недвижимость" предлагает вспомнить самые известные его работы в Москве.

На фото:

В ранних работах Щусев использовал приемы новгородско-псковского зодчества, при этом демонстрируя также свое увлечение модерном. Так черты неорусского стиля и модерна переплелись в архитектуре Покровского собора Марфо-Мариинской обители, построенного в 1908-1912 годах на Большой Ордынке.
Открытие Марфо-Мариинской обители милосердия
Сегодня, 8 октября, исполняется ровно 140 лет со дня рождения заслуженного архитектора СССР Алексея Щусева. Зарекомендовавший себя и как мастер церковной архитектуры, и как автор масштабных гражданских построек Щусев оставил после себя богатое архитектурное наследие. Его неоклассические работы снискали ему славу новатора, но в то же время про него говорили, что он был "ангажирован" советской властью. В день рождения зодчего сайт "РИА Недвижимость" предлагает вспомнить самые известные его работы в Москве.

На фото:

В ранних работах Щусев использовал приемы новгородско-псковского зодчества, при этом демонстрируя также свое увлечение модерном. Так черты неорусского стиля и модерна переплелись в архитектуре Покровского собора Марфо-Мариинской обители, построенного в 1908-1912 годах на Большой Ордынке.
1 из 7
© РИА Новости / Дмитрий Коробейников | Перейти в медиабанкОдной из самых известных построек Щусева в Москве, ради которой он переехал сюда из Санкт-Петербурга, где жил после окончания Императорской Академии художеств, является комплекс казанского вокзала. Причем на конкурсе по застройке вокзала проект Щусева шел ноздря в ноздрю с проектом самого маэстро Шехтеля. Но в 1911 году именно Щусев был назначен главным архитектором вокзального комплекса. И в 1913 году масштабная стройка началась, растянувшись в итоге на долгие 30 лет. В архитектуре Казанского вокзала переплелись как черты древнерусского нижегородского, астраханского и рязанского зодчества, так и элементы нарышкинского барокко. А облик главной башни вокзала архитектор "скопировал" с башни Сююмбике в Казанском кремле, которую, по легенде, для татарской царевны возвел ее возлюбленный русский мастер.
Казанский вокзал в Москве
Одной из самых известных построек Щусева в Москве, ради которой он переехал сюда из Санкт-Петербурга, где жил после окончания Императорской Академии художеств, является комплекс казанского вокзала. Причем на конкурсе по застройке вокзала проект Щусева шел ноздря в ноздрю с проектом самого маэстро Шехтеля. Но в 1911 году именно Щусев был назначен главным архитектором вокзального комплекса. И в 1913 году масштабная стройка началась, растянувшись в итоге на долгие 30 лет. В архитектуре Казанского вокзала переплелись как черты древнерусского нижегородского, астраханского и рязанского зодчества, так и элементы нарышкинского барокко. А облик главной башни вокзала архитектор "скопировал" с башни Сююмбике в Казанском кремле, которую, по легенде, для татарской царевны возвел ее возлюбленный русский мастер.
2 из 7
© РИА Новости / Сергей Пятаков | Перейти в медиабанкПоистине легендарным творением Щусева стал Мавзолей Ленина на Красной площади. Изначально мавзолей возводился как временное сооружение из дерева, специально ко дню похорон вождя 27 января 1924 года. Причем "первая версия" мавзолея была возведена буквально за сутки. Весной того же года к мавзолею были пристроены трибуны. А вот современное здание, уже в железобетонном исполнении и гранитной облицовке появилось в 1930 году, хотя кубическая конструкция первоначальной версии была сохранена. Эта работа Щусева – лучший образчик архитектуры "советского авангарда".
На Красной площади
Поистине легендарным творением Щусева стал Мавзолей Ленина на Красной площади. Изначально мавзолей возводился как временное сооружение из дерева, специально ко дню похорон вождя 27 января 1924 года. Причем "первая версия" мавзолея была возведена буквально за сутки. Весной того же года к мавзолею были пристроены трибуны. А вот современное здание, уже в железобетонном исполнении и гранитной облицовке появилось в 1930 году, хотя кубическая конструкция первоначальной версии была сохранена. Эта работа Щусева – лучший образчик архитектуры "советского авангарда".
3 из 7
© Сергей Мамонтов | Перейти в медиабанкВ первое пятилетие после Октябрьской революции Щусев работал над концепцией перестройки столицы – проектом "Новая Москва". Однако масштабное преобразование города и претворение проектов его реконструкции по-настоящему развернулись лишь в 30-е годы. В этот период по проектам Щусева возводится сразу несколько легендарных строений. Так в 1928-1933 годах появляется здание Наркомзема, а ныне – Министерства сельского хозяйства.
Здание Министерства сельского хозяйства РФ
В первое пятилетие после Октябрьской революции Щусев работал над концепцией перестройки столицы – проектом "Новая Москва". Однако масштабное преобразование города и претворение проектов его реконструкции по-настоящему развернулись лишь в 30-е годы. В этот период по проектам Щусева возводится сразу несколько легендарных строений. Так в 1928-1933 годах появляется здание Наркомзема, а ныне – Министерства сельского хозяйства.
4 из 7
© РИА Новости / Юрий Артамонов | Перейти в медиабанкОсобенно любопытно участие Щусева в строительстве гостиницы "Москва" на Охотном Ряду. Эта одна из крупнейших столичных гостиниц, построенная в 1933-1935 годах. Разработкой первоначального проекта занимались молодые архитекторы Стапран и Савельвев, однако в процессе строительства стало ясно, что аскетически конструктивистский стиль гостиницы дисгармонирует с историческим ансамблем района. Исправить ситуацию и провести "работу над ошибками" был призван Щусев, которому досталась уже готовая коробка здания. Впрочем, зодчему удалось изменить облик гостиницы, привнеся в конструктивную основу проекта декоративные элементы неоклассицизма.

Известна легенда, связанная со зданием "Москвы", а точнее с ее ассиметричным фасадом: Щусев якобы предоставил Сталину на одном листе два варианта внешнего облика гостиницы, и вождь поставил свою подпись между чертежами. Переспрашивать вождя, что он имел в виду, авторы проекта не стали, а потому реализовали оба варианта оформления фасада. Но это всего лишь красивая сказка, на самом же деле Щусев изначально спланировал здание разновеликим.
Гостиница Москва
Особенно любопытно участие Щусева в строительстве гостиницы "Москва" на Охотном Ряду. Эта одна из крупнейших столичных гостиниц, построенная в 1933-1935 годах. Разработкой первоначального проекта занимались молодые архитекторы Стапран и Савельвев, однако в процессе строительства стало ясно, что аскетически конструктивистский стиль гостиницы дисгармонирует с историческим ансамблем района. Исправить ситуацию и провести "работу над ошибками" был призван Щусев, которому досталась уже готовая коробка здания. Впрочем, зодчему удалось изменить облик гостиницы, привнеся в конструктивную основу проекта декоративные элементы неоклассицизма.

Известна легенда, связанная со зданием "Москвы", а точнее с ее ассиметричным фасадом: Щусев якобы предоставил Сталину на одном листе два варианта внешнего облика гостиницы, и вождь поставил свою подпись между чертежами. Переспрашивать вождя, что он имел в виду, авторы проекта не стали, а потому реализовали оба варианта оформления фасада. Но это всего лишь красивая сказка, на самом же деле Щусев изначально спланировал здание разновеликим.
5 из 7
© РИА Новости / Иван Денисенко | Перейти в медиабанкЕще одним легендарным творением зодчего 30-х годов ХХ века стал жилой полукруглый дом на Ростовской набережной, выполненный в лучших традициях архитектуры постконструктивизма.
Вид на Бережковскую набережную
Еще одним легендарным творением зодчего 30-х годов ХХ века стал жилой полукруглый дом на Ростовской набережной, выполненный в лучших традициях архитектуры постконструктивизма.
6 из 7
© РИА Новости / Тер-Месропян | Перейти в медиабанкВ конце 30-х годов ХХ века Щусев был приглашен к работе над проектом расширения знаменитого дома органов госбезопасности на Лубянке. Первоначально, а именно в конце XIX века, по заказу страхового общества "Россия" на этом месте были построены два здания: одно – авторства Николая Проскурнина и второе – авторства Александра Иванова. Щусев предложил объединить эти два здания. В 1940 году его проект был одобрен Берией, однако к реконструкции приступили лишь под конец войны в 1944 году и закончили через три года. Правда, полностью переделать получилось лишь правую часть здания, а вот левая часть долгое время "отставала", аж до 1983 года, пока замысел архитектора не был воплощен полностью и симметрия не восстановилась.
Здание ФСБ РФ в Москве
В конце 30-х годов ХХ века Щусев был приглашен к работе над проектом расширения знаменитого дома органов госбезопасности на Лубянке. Первоначально, а именно в конце XIX века, по заказу страхового общества "Россия" на этом месте были построены два здания: одно – авторства Николая Проскурнина и второе – авторства Александра Иванова. Щусев предложил объединить эти два здания. В 1940 году его проект был одобрен Берией, однако к реконструкции приступили лишь под конец войны в 1944 году и закончили через три года. Правда, полностью переделать получилось лишь правую часть здания, а вот левая часть долгое время "отставала", аж до 1983 года, пока замысел архитектора не был воплощен полностью и симметрия не восстановилась.
7 из 7
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала