Рейтинг@Mail.ru
Призраки СССР: 7 грандиозных проектов в Москве, оставшихся только на бумаге - Недвижимость РИА Новости, 29.02.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Призраки СССР: 7 грандиозных проектов в Москве, оставшихся только на бумаге

Читать в
Руководство молодой советской республики в первой половине XX века нередко увлекалось поражающими воображение проектами, желая продемонстрировать капиталистическим странам силу и возможности страны победившего коммунизма. Многие замыслы СССР удалось воплотить в жизнь, но еще больше их осталось на бумаге.
© www.SovArch.ruРуководство молодой советской республики в первой половине XX века нередко увлекалось поражающими воображение проектами, желая продемонстрировать капиталистическим странам силу и возможности страны победившего коммунизма. Многие замыслы СССР удалось воплотить в жизнь, но еще больше их осталось на бумаге. Автор проекта "СовАрх" Денис Ромодин рассказал порталу "РИА Недвижимость" о семи титанических сооружениях, которые, по замыслу советских архитекторов, должны были возвышаться над Москвой, однако по разным причинам так и не были реализованы. Мы предлагаем вашему вниманию не только рисунки и коллажи несбывшихся фантазий столичных градостроителей, но и фотографии того, что в итоге построили на месте проектов.

Дворец Советов

Дворец Советов – самый крупный неосуществленный проект советской Москвы 1930-1940-х годов. Этот комплекс предназначался для размещения в нем административного здания, места для сессий Верховного Совета СССР и многофункционального зала массовый действий. Проект дворца предполагалось выбрать на конкурсе, в котором участвовали и иностранные архитекторы.

И хотя многие архитекторы предлагали построить горизонтальное здание, победил проект архитектора Бориса Иофана в виде огромного многоярусного комплекса, увенчанного статуей Владимира Ленина. В окончательном проекте высота здания должна была составлять 420 метров – почти на 40 метров выше нью-йоркского небоскреба Эмпайр Стейт билдинг.

Подготовительные работы к строительству Дворцы Советов шли в течение 1930-х годов, так как в нашей стране не было опыта по строительству высотных зданий. К началу Великой Отечественной войны был возведен лишь нулевой цикл, а часть материалов уже во время войны пошла на нужны фронта. Лишь в 1947 году вернулись к идее завершить проект, но работы так и не начали.
Дворец Советов
Руководство молодой советской республики в первой половине XX века нередко увлекалось поражающими воображение проектами, желая продемонстрировать капиталистическим странам силу и возможности страны победившего коммунизма. Многие замыслы СССР удалось воплотить в жизнь, но еще больше их осталось на бумаге. Автор проекта "СовАрх" Денис Ромодин рассказал порталу "РИА Недвижимость" о семи титанических сооружениях, которые, по замыслу советских архитекторов, должны были возвышаться над Москвой, однако по разным причинам так и не были реализованы. Мы предлагаем вашему вниманию не только рисунки и коллажи несбывшихся фантазий столичных градостроителей, но и фотографии того, что в итоге построили на месте проектов.

Дворец Советов

Дворец Советов – самый крупный неосуществленный проект советской Москвы 1930-1940-х годов. Этот комплекс предназначался для размещения в нем административного здания, места для сессий Верховного Совета СССР и многофункционального зала массовый действий. Проект дворца предполагалось выбрать на конкурсе, в котором участвовали и иностранные архитекторы.

И хотя многие архитекторы предлагали построить горизонтальное здание, победил проект архитектора Бориса Иофана в виде огромного многоярусного комплекса, увенчанного статуей Владимира Ленина. В окончательном проекте высота здания должна была составлять 420 метров – почти на 40 метров выше нью-йоркского небоскреба Эмпайр Стейт билдинг.

Подготовительные работы к строительству Дворцы Советов шли в течение 1930-х годов, так как в нашей стране не было опыта по строительству высотных зданий. К началу Великой Отечественной войны был возведен лишь нулевой цикл, а часть материалов уже во время войны пошла на нужны фронта. Лишь в 1947 году вернулись к идее завершить проект, но работы так и не начали.
1 из 14
© РИА Новости / Руслан Кривобок | Перейти в медиабанкВ 1959 году было решено использовать нулевой цикл Дворца советов под создание плавательного бассейна "Москва". Сегодня на этом месте стоит храм Христа Спасителя.
У храма Христа Спасителя
В 1959 году было решено использовать нулевой цикл Дворца советов под создание плавательного бассейна "Москва". Сегодня на этом месте стоит храм Христа Спасителя.
2 из 14
© www.SovArch.ruВысотное здание в Зарядье

В 1947 году Совет Министров СССР принял решение возвести в Москве восемь высотных зданий. Семь из них было реализовано, а восьмое административное здание со шпилем, которое должно было стоять в Зарядье, так и не было достроено. Его строительство началось в 1947 году по проекту Дмитрия Чечулина, но после смерти Иосифа Сталина, работы были заморожены. Есть версия, что предназначалось оно для размещения в нем силовых ведомств. В 1956 году было принято решение демонтировать часть сооруженного каркаса здания и использовать металлоконструкции для строительства большой спортивной арены в "Лужниках". А стилобат был использован тем же архитектором Дмитрием Чечулиным для гостиницы "Россия".
Высотное здание в Зарядье
Высотное здание в Зарядье

В 1947 году Совет Министров СССР принял решение возвести в Москве восемь высотных зданий. Семь из них было реализовано, а восьмое административное здание со шпилем, которое должно было стоять в Зарядье, так и не было достроено. Его строительство началось в 1947 году по проекту Дмитрия Чечулина, но после смерти Иосифа Сталина, работы были заморожены. Есть версия, что предназначалось оно для размещения в нем силовых ведомств. В 1956 году было принято решение демонтировать часть сооруженного каркаса здания и использовать металлоконструкции для строительства большой спортивной арены в "Лужниках". А стилобат был использован тем же архитектором Дмитрием Чечулиным для гостиницы "Россия".
3 из 14
© www.SovArch.ruГостиницу "Россия" разобрали в 2006 году. Сейчас здесь пустырь, на месте которого власти планируют разбить современный парк с развитой инфраструктурой, открытый для посетителей круглый год.
Пустырь на месте России
Гостиницу "Россия" разобрали в 2006 году. Сейчас здесь пустырь, на месте которого власти планируют разбить современный парк с развитой инфраструктурой, открытый для посетителей круглый год.
4 из 14
© www.SovArch.ruЗдание Наркомтяжпрома

В 1930-х годах состоялся конкурс на проектирование нового комплекса для Народного комиссариата тяжёлой промышленности СССР, который в то время возглавлял Серго Орджоникидзе. По условиям конкурса, новое здание должно было иметь обширную административную часть и стилобат, который одновременно мог бы являться трибунами. Само здание должно было быть расположено в районе нынешнего Ветошного переулка, так что Красная площадь, в случае реализации проекта, могла стать гораздо шире за счет сноса Верхних торговых рядов. К Театральной площади должен был выходить концертный зал. Среди всех проектов одним из самых эффектных был проект Ивана Леонидова. По каким-то причинам на втором этапе конкурсную площадку передвинули в Зарядье, а позже свернули и сам конкурс. Сам же Леонидов и его творчество в 1930-1940-х годах подверглось резкой критике.
Здание Наркомтяжпрома
Здание Наркомтяжпрома

В 1930-х годах состоялся конкурс на проектирование нового комплекса для Народного комиссариата тяжёлой промышленности СССР, который в то время возглавлял Серго Орджоникидзе. По условиям конкурса, новое здание должно было иметь обширную административную часть и стилобат, который одновременно мог бы являться трибунами. Само здание должно было быть расположено в районе нынешнего Ветошного переулка, так что Красная площадь, в случае реализации проекта, могла стать гораздо шире за счет сноса Верхних торговых рядов. К Театральной площади должен был выходить концертный зал. Среди всех проектов одним из самых эффектных был проект Ивана Леонидова. По каким-то причинам на втором этапе конкурсную площадку передвинули в Зарядье, а позже свернули и сам конкурс. Сам же Леонидов и его творчество в 1930-1940-х годах подверглось резкой критике.
5 из 14
© РИА Новости / Владимир Астапкович | Перейти в медиабанкПоскольку от строительства здания Наркомтяжпрома было решено отказаться, Верхние торговые ряды были реконструированы и превратились во всем известный ГУМ – Главный универсальный магазин.
ГУМ в преддверии Нового года
Поскольку от строительства здания Наркомтяжпрома было решено отказаться, Верхние торговые ряды были реконструированы и превратились во всем известный ГУМ – Главный универсальный магазин.
6 из 14
© www.SovArch.ruДом Книги в Орликовом переулке

В 1930 году в Орликовом переулке по проекту архитектора Бориса Великовского должен был появиться Дом книги, в котором должны были разместиться различные издательства и большой книжный магазин. Проект здания был достаточно эффектен и функционален – большие остекленные поверхности корпусов-пластин контрастировали с сиреневатой облицовкой туфа.

Первая очередь была выстроена к 1933 году вдоль переулка, а возведение второй очереди было остановлено из-за пересмотра проекта, так как советская архитектура начала меняться и осваивать классическое наследие.

Проект был отдан Илье Голосову, который изменил замысел и сделал уступчатую башню. Но проект так и не был реализован. И только в 1960-1970-х годах к первой очереди были достроены корпуса административного здания в характерной для того время модернисткой стилистике, но с такой же отделкой, как и первый довоенный корпус.
Дом Книги в Орликовом переулке
Дом Книги в Орликовом переулке

В 1930 году в Орликовом переулке по проекту архитектора Бориса Великовского должен был появиться Дом книги, в котором должны были разместиться различные издательства и большой книжный магазин. Проект здания был достаточно эффектен и функционален – большие остекленные поверхности корпусов-пластин контрастировали с сиреневатой облицовкой туфа.

Первая очередь была выстроена к 1933 году вдоль переулка, а возведение второй очереди было остановлено из-за пересмотра проекта, так как советская архитектура начала меняться и осваивать классическое наследие.

Проект был отдан Илье Голосову, который изменил замысел и сделал уступчатую башню. Но проект так и не был реализован. И только в 1960-1970-х годах к первой очереди были достроены корпуса административного здания в характерной для того время модернисткой стилистике, но с такой же отделкой, как и первый довоенный корпус.
7 из 14
© РИА Новости / Ксения СидороваНа фото та часть грандиозного проекта Дома Книги, которую успели построить.
Орликов переулок
На фото та часть грандиозного проекта Дома Книги, которую успели построить.
8 из 14
© www.SovArch.ru"Горизонтальные небоскребы"

В 1920-х годах художник, архитектор и теоретик искусства Эль Лисицкий предложил построить на площадь вдоль Бульварного кольца так называемые "горизонтальные небоскребы". Его идея была проста – сохранить старую застройку, как ценный материальный фонд, а площади уплотнить новой, при этом не нарушая сложившегося движения на них. Здания должны были стоять на опорах, в которых размещались лифтовые шахты и лестничные клетки. Проект оказался для своего времени слишком футуристичным, да и в стране не было на тот момент нужного количества стали и бетона, чтобы реализовать такую идею.

На фотоколлаже: "горизонтальные небоскребы" на Трубной площади.
Горизонтальные небоскребы
"Горизонтальные небоскребы"

В 1920-х годах художник, архитектор и теоретик искусства Эль Лисицкий предложил построить на площадь вдоль Бульварного кольца так называемые "горизонтальные небоскребы". Его идея была проста – сохранить старую застройку, как ценный материальный фонд, а площади уплотнить новой, при этом не нарушая сложившегося движения на них. Здания должны были стоять на опорах, в которых размещались лифтовые шахты и лестничные клетки. Проект оказался для своего времени слишком футуристичным, да и в стране не было на тот момент нужного количества стали и бетона, чтобы реализовать такую идею.

На фотоколлаже: "горизонтальные небоскребы" на Трубной площади.
9 из 14
© РИА Новости / Ксения СидороваВместо "горизонтальных небоскребов" на Трубной площади сейчас стоит современный бизнес-центр.
Трубная площадь
Вместо "горизонтальных небоскребов" на Трубной площади сейчас стоит современный бизнес-центр.
10 из 14
© www.SovArch.ruНовое здание "Известий" на Пушкинской площади

В 1927 году по проекту архитектора Григория Бархина на Пушкинской площади появилось новое здание редакции газеты "Известия". Позже возникла необходимость строительства второй очереди, однако реальный конкурс был устроен лишь в конце 1960-х годов. Все архитекторы предлагали различные высотные акценты. Среди участников конкурса были Яков Белопольский, который предложил эффектное высотное здание в виде цилиндра.
Новое здание Известий на Пушкинской площади
Новое здание "Известий" на Пушкинской площади

В 1927 году по проекту архитектора Григория Бархина на Пушкинской площади появилось новое здание редакции газеты "Известия". Позже возникла необходимость строительства второй очереди, однако реальный конкурс был устроен лишь в конце 1960-х годов. Все архитекторы предлагали различные высотные акценты. Среди участников конкурса были Яков Белопольский, который предложил эффектное высотное здание в виде цилиндра.
11 из 14
© РИА Новости / Ксения СидороваОднако в итоге победитель конкурса на разработку здания "Известий" стал Юрий Шевердяев, который вначале предложил высотное решение, но после градостроительного совета вынужден был переработать проект на тот, который мы сейчас видим на Пушкинской площади.
Настоящее здание Известий
Однако в итоге победитель конкурса на разработку здания "Известий" стал Юрий Шевердяев, который вначале предложил высотное решение, но после градостроительного совета вынужден был переработать проект на тот, который мы сейчас видим на Пушкинской площади.
12 из 14
© www.SovArch.ruАкадемия Наук на Крымском валу

В 1934 году, в соответствии с постановлением Совета Народный Коммисаров СССР, Академия наук переводится из Ленинграда в Москву. Для возведения нового здания Президиума Академии выбирают площадку возле Крымского моста. Автором проекта становится архитектор Алексей Щусев. Строительство было начато в 1941 году с возведения музейного корпуса.
Академия Наук на Крымском валу
Академия Наук на Крымском валу

В 1934 году, в соответствии с постановлением Совета Народный Коммисаров СССР, Академия наук переводится из Ленинграда в Москву. Для возведения нового здания Президиума Академии выбирают площадку возле Крымского моста. Автором проекта становится архитектор Алексей Щусев. Строительство было начато в 1941 году с возведения музейного корпуса.
13 из 14
© РИА Новости / Сергей Пятаков | Перейти в медиабанкОднако из-за начавшейся войны работы по строительству здания Академии наук были прекращены на этапе возведения нулевого цикла. Во время и после войны строительные работы не возобновлялись и были заморожены. В 1960-х годах были разработаны проектные предложения по застройке данного участка административными и жилыми зданиями, однако к концу 1960-х было принято решение о создании Парка искусств и строительстве выставочного комплекса – Центрального Дома художника и нового корпуса Третьяковской галереи.
Центральный дом художника на Крымском валу в Москве
Однако из-за начавшейся войны работы по строительству здания Академии наук были прекращены на этапе возведения нулевого цикла. Во время и после войны строительные работы не возобновлялись и были заморожены. В 1960-х годах были разработаны проектные предложения по застройке данного участка административными и жилыми зданиями, однако к концу 1960-х было принято решение о создании Парка искусств и строительстве выставочного комплекса – Центрального Дома художника и нового корпуса Третьяковской галереи.
14 из 14
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала