Рейтинг@Mail.ru
Черный список "Архнадзора": самые "проблемные" памятники в Москве - Недвижимость РИА Новости, 29.02.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Черный список "Архнадзора": самые "проблемные" памятники в Москве

Читать в
Градозащитники из общественной организации "Архнадзор" определили для РИА Новости десятку знаменитых исторических зданий Москвы, в первую очередь нуждающихся во внимании столичных властей и скорейшей защите.
© АрхнадзорГрадозащитники из общественной организации "Архнадзор" определили для РИА Новости десятку знаменитых исторических зданий Москвы, в первую очередь нуждающихся во внимании столичных властей и скорейшей защите.

Возглавляет печальный топ-10 Круговое депо Николаевской железной дороги (Комсомольская площадь, дом 3/30, строение 1).

Это первое железнодорожное здание Москвы, построенное в 1849 году, еще до открытия сообщения между Петербургом и Москвой. Не так давно было установлено, что автором проекта этого здания является Константин Тон - создатель Большого Кремлевского дворца, Храма Христа Спасителя и главный архитектор Николаевской железной дороги. Более года назад здание рекомендовано Мосгорнаследием к постановке на охрану в качестве памятника архитектуры регионального значения, но правительство Москвы до сих пор не выпустило соответствующее постановление.

Между тем владелец здания - №Российские железные дороги" вынашивает планы его частичного разрушения. В конце декабря Мосгорнаследие приостановило работы на здании, которые угрожали его сохранности.
Круговое депо Николаевской железной дороги
Градозащитники из общественной организации "Архнадзор" определили для РИА Новости десятку знаменитых исторических зданий Москвы, в первую очередь нуждающихся во внимании столичных властей и скорейшей защите.

Возглавляет печальный топ-10 Круговое депо Николаевской железной дороги (Комсомольская площадь, дом 3/30, строение 1).

Это первое железнодорожное здание Москвы, построенное в 1849 году, еще до открытия сообщения между Петербургом и Москвой. Не так давно было установлено, что автором проекта этого здания является Константин Тон - создатель Большого Кремлевского дворца, Храма Христа Спасителя и главный архитектор Николаевской железной дороги. Более года назад здание рекомендовано Мосгорнаследием к постановке на охрану в качестве памятника архитектуры регионального значения, но правительство Москвы до сих пор не выпустило соответствующее постановление.

Между тем владелец здания - №Российские железные дороги" вынашивает планы его частичного разрушения. В конце декабря Мосгорнаследие приостановило работы на здании, которые угрожали его сохранности.
1 из 10
© АрхнадзорДом Окуджавы (Арбат, 43 строение 1) - жилой дом, построенный в конце 18-го века и надстроенный в 1930-х годах. Здание имеет статус выявленного объекта культурного наследия. Здесь в 1924 году родился поэт Булат Окуджава.

Дом получил повреждения в начале августа 2012 года во время сноса другого исторического объекта, примыкавшего к нему, – дома Мельгунова. В квартирах в здании возникли многочисленные трещины, однако строительная компания-подрядчик и застройщик, снесшие дом Мельгунова, не признают своей ответственности за повреждение дома Окуджавы и отказываются пересматривать ранее утвержденный проект укрепления его фундамента. В ближайшие месяцы планируется начало земляных работ на месте снесенного дома, что может привести к резкому ухудшению состояния дома Окуджавы.
Дом Окуджавы
Дом Окуджавы (Арбат, 43 строение 1) - жилой дом, построенный в конце 18-го века и надстроенный в 1930-х годах. Здание имеет статус выявленного объекта культурного наследия. Здесь в 1924 году родился поэт Булат Окуджава.

Дом получил повреждения в начале августа 2012 года во время сноса другого исторического объекта, примыкавшего к нему, – дома Мельгунова. В квартирах в здании возникли многочисленные трещины, однако строительная компания-подрядчик и застройщик, снесшие дом Мельгунова, не признают своей ответственности за повреждение дома Окуджавы и отказываются пересматривать ранее утвержденный проект укрепления его фундамента. В ближайшие месяцы планируется начало земляных работ на месте снесенного дома, что может привести к резкому ухудшению состояния дома Окуджавы.
2 из 10
© АрхнадзорУникальный, всемирно известный памятник эпохи конструктивизма - собственный дом-мастерская великого архитектора Константина Мельникова (Кривоколенный переулок, 10) был построен в 1927 - 1929 годах. Специалисты не раз рекомендовали номинировать дом Мельникова на включение в Список объектов Всемирного природного и культурного наследия ЮНЕСКО.

Здание находится в том же квартале, что и дом Окуджавы, примерно в 35 метрах от стройплощадки и будущего котлована на месте дома Мельгунова. В ходе работ по его сносу жильцы дома Мельникова отметили появление новых трещин.

Характер грунтов в этом районе заставляет опасаться, что подземное строительство неподалеку негативно повлияет н на сохранность дома Мельникова.
Дом-мастерская великого архитектора Константина Мельникова
Уникальный, всемирно известный памятник эпохи конструктивизма - собственный дом-мастерская великого архитектора Константина Мельникова (Кривоколенный переулок, 10) был построен в 1927 - 1929 годах. Специалисты не раз рекомендовали номинировать дом Мельникова на включение в Список объектов Всемирного природного и культурного наследия ЮНЕСКО.

Здание находится в том же квартале, что и дом Окуджавы, примерно в 35 метрах от стройплощадки и будущего котлована на месте дома Мельгунова. В ходе работ по его сносу жильцы дома Мельникова отметили появление новых трещин.

Характер грунтов в этом районе заставляет опасаться, что подземное строительство неподалеку негативно повлияет н на сохранность дома Мельникова.
3 из 10
© АрхнадзорВ основе исторического здания, известного сегодня как дом Волконского (улица Воздвиженка, 9), дом конца 18 века. Свой нынешний облик оно приобрело в 1907 году.

Одним из владельцев этого дома был князь Николай Сергеевич Волконский - дед писателя Льва Толстого, создатель усадьбы "Ясная Поляна". В романе "Война и мир" Толстой поселил в этом доме старого князя Болконского.

Сам писатель бывал в этом доме в 1850-х годах и познакомился там с княжной Прасковьей Щербатовой, ставшей прототипом Кити Щербацкой в "Анне Карениной". В 1920-х годах в этом доме гостил у своего приятеля Иллариона Вардина поэт Сергей Есенин.
В 2009 году городские власти отказали здание в статусе объекта культурного наследия, а в 2012 году было выдано разрешение на его надстройку, несмотря на то, что он находится в 500 метрах от Кремля и к тому же на территории объединенной охранной зоны, где запрещена реконструкция и изменение габаритов существующих зданий.
Дом Волконского
В основе исторического здания, известного сегодня как дом Волконского (улица Воздвиженка, 9), дом конца 18 века. Свой нынешний облик оно приобрело в 1907 году.

Одним из владельцев этого дома был князь Николай Сергеевич Волконский - дед писателя Льва Толстого, создатель усадьбы "Ясная Поляна". В романе "Война и мир" Толстой поселил в этом доме старого князя Болконского.

Сам писатель бывал в этом доме в 1850-х годах и познакомился там с княжной Прасковьей Щербатовой, ставшей прототипом Кити Щербацкой в "Анне Карениной". В 1920-х годах в этом доме гостил у своего приятеля Иллариона Вардина поэт Сергей Есенин.
В 2009 году городские власти отказали здание в статусе объекта культурного наследия, а в 2012 году было выдано разрешение на его надстройку, несмотря на то, что он находится в 500 метрах от Кремля и к тому же на территории объединенной охранной зоны, где запрещена реконструкция и изменение габаритов существующих зданий.
4 из 10
© АрхнадзорВилла Беллик (Ленинградский проспект, 20) - загородный дом в стиле неоклассицизма, построенный в 1914 году по проекту Дмитрия Сухова, впоследствии известного реставратора, для Ксении Беллик. В дальнейшем здание было надстроено одним этажом, но до последнего времени сохраняло облик фасадов и великолепные интерьеры, украшенные мрамором, лепниной и живописью. Дом не имеет никакого охранного статуса, однако находится на территории охранной зоны. В советские времена в этом здании размещалось посольство Болгарии, затем Болгарский культурный институт.

В 1999 году дом передан в собственность мэрии города София в рамках обмена недвижимостью между столицами России и Болгарии. Целью обмена было создание Дома Москвы в Софии и Дома Софии в Москве. Но Дом Софии в Москве так и не был создан. Вместо этого вилла Беллик была сдана в аренду одной из болгарских коммерческих компаний.

В 2011 году, после того как Болгарский культурный институт покинул здание, там без всяких согласований начались работы по реконструкции, которые продолжаются по сей день. В результате облику дома грозит искажение.

По данным "Архнадзора", уже надстроен мансардный этаж, искажен фасадный декор, сооружены три теплые веранды, уничтожено крыльцо с баллюстрадой на парковом фасаде виллы. Судьба интерьеров не известна.
Вилла Беллик
Вилла Беллик (Ленинградский проспект, 20) - загородный дом в стиле неоклассицизма, построенный в 1914 году по проекту Дмитрия Сухова, впоследствии известного реставратора, для Ксении Беллик. В дальнейшем здание было надстроено одним этажом, но до последнего времени сохраняло облик фасадов и великолепные интерьеры, украшенные мрамором, лепниной и живописью. Дом не имеет никакого охранного статуса, однако находится на территории охранной зоны. В советские времена в этом здании размещалось посольство Болгарии, затем Болгарский культурный институт.

В 1999 году дом передан в собственность мэрии города София в рамках обмена недвижимостью между столицами России и Болгарии. Целью обмена было создание Дома Москвы в Софии и Дома Софии в Москве. Но Дом Софии в Москве так и не был создан. Вместо этого вилла Беллик была сдана в аренду одной из болгарских коммерческих компаний.

В 2011 году, после того как Болгарский культурный институт покинул здание, там без всяких согласований начались работы по реконструкции, которые продолжаются по сей день. В результате облику дома грозит искажение.

По данным "Архнадзора", уже надстроен мансардный этаж, искажен фасадный декор, сооружены три теплые веранды, уничтожено крыльцо с баллюстрадой на парковом фасаде виллы. Судьба интерьеров не известна.
5 из 10
© АрхнадзорНово-Екатерининская больница (Страстной бульвар, 15) - памятник архитектуры регионального значения. Это бывшая усадьба князей Гагариных, главный дом которой был построен во второй половине 18 века Матвеем Казаковым. В 1820-х годах усадьба реконструирована Осипом Бове и приспособлена для размещения больницы. После выезда отсюда городской клинической больницы номер 24 здание в течение нескольких лет пустовало и было разграблено мародерами.

В конце 2012 года появилась информация о том, что в здание может быть отдано Московской городской думе. Правда, власти Москвы несколько раз заявляли, что функциональное назначение бывшей больницы пока не определено.

По данным "Архнадзора", предполагается отреставрировать основное здание больницы и построить на ее территории новое здание для размещения зала заседаний, приемной и других служб Мосгордумы. При этом, обращают внимание градозащитники, новое строительство предполагается осуществить на территории охранной зоны, где закон разрешает только регенерацию ранее утраченной исторической застройки.
В ночь на 1 января 2013 года в усадьбе князей Гагариных были снесены постройки хозяйственного двора, в том числе два корпуса, построенные в 1820-х годах.
Ново-Екатерининская больница
Ново-Екатерининская больница (Страстной бульвар, 15) - памятник архитектуры регионального значения. Это бывшая усадьба князей Гагариных, главный дом которой был построен во второй половине 18 века Матвеем Казаковым. В 1820-х годах усадьба реконструирована Осипом Бове и приспособлена для размещения больницы. После выезда отсюда городской клинической больницы номер 24 здание в течение нескольких лет пустовало и было разграблено мародерами.

В конце 2012 года появилась информация о том, что в здание может быть отдано Московской городской думе. Правда, власти Москвы несколько раз заявляли, что функциональное назначение бывшей больницы пока не определено.

По данным "Архнадзора", предполагается отреставрировать основное здание больницы и построить на ее территории новое здание для размещения зала заседаний, приемной и других служб Мосгордумы. При этом, обращают внимание градозащитники, новое строительство предполагается осуществить на территории охранной зоны, где закон разрешает только регенерацию ранее утраченной исторической застройки.
В ночь на 1 января 2013 года в усадьбе князей Гагариных были снесены постройки хозяйственного двора, в том числе два корпуса, построенные в 1820-х годах.
6 из 10
© АрхнадзорНадгробие Николая Тарасова на Армянском кладбище – одно из лучших художественных надгробий Москвы. Это памятник богачу, меценату, театральному деятелю, оказывавшему поддержку МХТ и основавшему театра-кабаре "Летучая мышь", который покончил с собой в 1910 году в возрасте 28 лет. Сооружен в 1911-1912 годах по проекту выдающегося скульптора Николая Андреева. В настоящее время уникальная кованая ограда, изготовленная в Венеции по рисунку Андреева, полуразрушена. Памятник, по мнению защитников исторического облика Москвы, нуждается в срочной реставрации.
Надгробие Николая Тарасова
Надгробие Николая Тарасова на Армянском кладбище – одно из лучших художественных надгробий Москвы. Это памятник богачу, меценату, театральному деятелю, оказывавшему поддержку МХТ и основавшему театра-кабаре "Летучая мышь", который покончил с собой в 1910 году в возрасте 28 лет. Сооружен в 1911-1912 годах по проекту выдающегося скульптора Николая Андреева. В настоящее время уникальная кованая ограда, изготовленная в Венеции по рисунку Андреева, полуразрушена. Памятник, по мнению защитников исторического облика Москвы, нуждается в срочной реставрации.
7 из 10
© АрхнадзорРасстрельный дом (улица Никольская, 23) - старинное здание, имеющее в основе фрагменты палат 17 века. В 1935-1950 годах здесь размещалась Военная Коллегия Верховного Суда СССР, по приговорам которой в 1936-138 годах были расстреляны более 30 тысяч человек, в том числе 7 408 москвичей.

Здесь были осуждены писатели Исаак Бабель, Иван Катаев, Борис Пильняк, режиссер Всеволод Мейерхольд, выдающийся экономист Николай Кондратьев, маршал Михаил Тухачевский, партийный деятель Николай Бухарин. Скорее всего, в этом здании приговоры не приводили в исполнение, но тем не менее Расстрельный дом являлся одним из центров "Большого террора.

В 2012 году здание получило статус памятника регионального значения, существует идея превращения его музей политических репрессий. До недавнего времени зданием владели дочерние структуры "Банка Москвы", однако при слиянии с банком ВТБ этот актив "потерялся". В настоящее время его владелец неизвестен. Само здание пустует.
Расстрельный дом
Расстрельный дом (улица Никольская, 23) - старинное здание, имеющее в основе фрагменты палат 17 века. В 1935-1950 годах здесь размещалась Военная Коллегия Верховного Суда СССР, по приговорам которой в 1936-138 годах были расстреляны более 30 тысяч человек, в том числе 7 408 москвичей.

Здесь были осуждены писатели Исаак Бабель, Иван Катаев, Борис Пильняк, режиссер Всеволод Мейерхольд, выдающийся экономист Николай Кондратьев, маршал Михаил Тухачевский, партийный деятель Николай Бухарин. Скорее всего, в этом здании приговоры не приводили в исполнение, но тем не менее Расстрельный дом являлся одним из центров "Большого террора.

В 2012 году здание получило статус памятника регионального значения, существует идея превращения его музей политических репрессий. До недавнего времени зданием владели дочерние структуры "Банка Москвы", однако при слиянии с банком ВТБ этот актив "потерялся". В настоящее время его владелец неизвестен. Само здание пустует.
8 из 10
© АрхнадзорВысотное здание на Кудринской (Кудринская площадь, 1), 22-этажный жилой дом со шпилем общей высотой 159 метров, входит в число семи "сталинских высоток" Москвы. Дом был построен по проекту Михаила Посохина и Ашота Мдоянца в 1948 - 1954 годах и является памятник архитектуры регионального значения. Летом 2012 года в рамках городской программы ремонта фасадов верхняя часть здания была выкрашена фасадной краской поверх подлинной облицовки керамическими плитами.

Таким образом, утверждают в "Архнадзоре", был разрушен замысел архитекторов, использовавших для облицовки здания материал, не требовавший покраски. Для возвращения высотке на Кудринской исторического облика потребуется произвести дорогостоящие реставрационные работы, предупреждают градозащитники.
Высотное здание на Кудринской
Высотное здание на Кудринской (Кудринская площадь, 1), 22-этажный жилой дом со шпилем общей высотой 159 метров, входит в число семи "сталинских высоток" Москвы. Дом был построен по проекту Михаила Посохина и Ашота Мдоянца в 1948 - 1954 годах и является памятник архитектуры регионального значения. Летом 2012 года в рамках городской программы ремонта фасадов верхняя часть здания была выкрашена фасадной краской поверх подлинной облицовки керамическими плитами.

Таким образом, утверждают в "Архнадзоре", был разрушен замысел архитекторов, использовавших для облицовки здания материал, не требовавший покраски. Для возвращения высотке на Кудринской исторического облика потребуется произвести дорогостоящие реставрационные работы, предупреждают градозащитники.
9 из 10
© АрхнадзорСхожая проблема и у еще одного известного здания в Москве – Дома Правительства (улица Серафимовича, 2), более известный по роману Юрия Трифонова как "Дом на набережной".

Этот элитный дом для руководящих советских работников был построен в 1928 - 1931 годах по проекту Бориса Иофана, и представляет собой комплекс, включающий, помимо жилых корпусов, театр, кинотеатр, гастроном, почту, различные бытовые помещения и занимающий целый квартал. Здание имеет статус памятника регионального значения.

В "Архнадзоре" напоминают, что исторически "Дом на набережной" был окрашен в темно-серый цвет. В 1990-х годах, по решению тогдашнего главного художника города, здание перекрасили в серый цвет теплого оттенка с бурыми деталями, а осенью 2012 года дом и вовсе мог стать розового цвета – вопреки утвержденному колористическому паспорту началась его перекраска в светло-серый цвет с розовыми деталями.

После сообщений градозащитников работы по перекраске были остановлены, и фасады возвращены к облику 1990-х годов. Однако активисты "Архнадзора" непреклонны: по их мнению, легендарное здание должно быть темно-серым, как в 30-е годы 20 века. Более того, защитников исторического облика Москвы беспокоит то, что местами штукатурка "Дома на набережной" отваливается, и исторический более темный оттенок проглядывает сквозь светло-серый.
Дом на набережной
Схожая проблема и у еще одного известного здания в Москве – Дома Правительства (улица Серафимовича, 2), более известный по роману Юрия Трифонова как "Дом на набережной".

Этот элитный дом для руководящих советских работников был построен в 1928 - 1931 годах по проекту Бориса Иофана, и представляет собой комплекс, включающий, помимо жилых корпусов, театр, кинотеатр, гастроном, почту, различные бытовые помещения и занимающий целый квартал. Здание имеет статус памятника регионального значения.

В "Архнадзоре" напоминают, что исторически "Дом на набережной" был окрашен в темно-серый цвет. В 1990-х годах, по решению тогдашнего главного художника города, здание перекрасили в серый цвет теплого оттенка с бурыми деталями, а осенью 2012 года дом и вовсе мог стать розового цвета – вопреки утвержденному колористическому паспорту началась его перекраска в светло-серый цвет с розовыми деталями.

После сообщений градозащитников работы по перекраске были остановлены, и фасады возвращены к облику 1990-х годов. Однако активисты "Архнадзора" непреклонны: по их мнению, легендарное здание должно быть темно-серым, как в 30-е годы 20 века. Более того, защитников исторического облика Москвы беспокоит то, что местами штукатурка "Дома на набережной" отваливается, и исторический более темный оттенок проглядывает сквозь светло-серый.
10 из 10
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала