Рейтинг@Mail.ru
Вертепы культуры: где в Москве и Петербурге собиралась элита Серебряного века - Недвижимость РИА Новости, 29.02.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Вертепы культуры: где в Москве и Петербурге собиралась элита Серебряного века

Читать в
Сайт "РИА Недвижимость" решил вспомнить, где в Москве и Петербурге начала XX века проходили встречи богемы Серебряного века.

Потрепанный пес, который держит лапу на античной маске, скривившей рот кричащим оскалом, — именно так до сих пор выглядит герб арт-кафе "Подвалъ бродячей собаки", которое в начале XX века являлось самым известным литературно-артистическим кабаре Санкт-Петербурга.


Двери заведения впервые открылись 13 января 1912 года, и оно сразу приобрело известность среди представителей творческой элиты Серебряного века. Здесь звучали стихи, музыка, обсуждались проблемы литературной, театральной и культурной жизни. Пожалуй, единственным, кто не любил посещать кафе оказался поэт Александр Блок. А вот у Маяковского была страсть к этому месту. Но, к сожалению, именно по его вине 16 марта 1915 года кафе было закрыто, так как поэт устроил здесь драку.


Однако кафе вновь открылось спустя некоторое время, и сейчас "Бродячей собаке" 103 года. Еще одним заведением Серебряного века в Петербурге также является кабаре "Привал комедианта".


Впрочем, не только Северная столица могла похвастаться местами "гнездования" творческого бомонда Серебряного века. В Москве тоже были свои очаги культуры.


Сайт "РИА Недвижимость" решил вспомнить, где в Москве и Петербурге начала XX века проходили встречи богемы Серебряного века. 

 

Арт-кафе


На фото: Арт-кафе "Подвалъ бродячей собаки" в день празднования 100-летия заведения в 2012 году


Разговоры посреди недели

 

Один из известных литературно-художественных кружков в Москве собирался по средам в квартире писателя Николая Телешова в доме 21 на Чистопрудном бульваре. Речь идет об одном из доходных домов, построенном в 1987 году в стиле неоампир по проекту архитектора Василия Кардо-Сысоева (по другим данным, Адольфа Эрихсона).


Телешовские "Среды" проходили с конца XIX века вплоть до 1916 года. Здесь выступил практически весь литературный свет того времени. В числе участников кружка были Иван Бунин, Александр Куприн, Викентий Вересаев и Максим Горький.


Интересно, что все "средовцы" имели прозвища по московским улицам и переулкам. К примеру, Горький был "Хитровко", Куприн – "Конной площадью". Бунина называли "Живодеркой", а писателя Александра Серафимовича – "Кудрино".


Долгое время лидером объединения был актер и драматург Александр Сумбатов, известный под фамилией Южин. Позднее председателем стал поэт и прозаик Валерий Брюсов.


Доходный дом на Чистопрудном бульваре, д. 21


На фото: Доходный дом на Чистопрудном бульваре, д. 21


В 1904 году кружок переехал вместе с Телешовым в соседний дом по адресу Чистопрудный, д. 23.


Тайны черных лебедей


Издатель журнала русского символизма "Золотое руно" Николай Рябушинский собрал вокруг себя лучших представителей художественной интеллигенции Москвы Серебряного века. Он любил жить с размахом, поэтому был одной из центральных фигур пышных пиров и праздников, которые посещали знаменитые литераторы, художники и другие деятели культуры того времени.


Эпатажные приемы устраивались Рябушинским на вилле "Черная лебедь", построенной в Петровском парке по проекту архитекторов Владимира Маяты и Владимира Адамовича в 1907-1910 годах.


Неоклассический стиль архитектуры здания контрастировал с экзотичными интерьерами, что с первых же шагов погружало гостей в атмосферу праздности.
Черный лебедь на франтоне виллы сразу же привлекал внимание публики. Изображения  этой птицы украшали выполненную на заказ мебель, а также фарфор и хрусталь. 


Нарышкинская аллея, 5


Уникальными элементами внутреннего декора являлись живописные панно художника-символиста Павла Кузнецова и огромный фриз "Нерожденные младенцы". Особую загадку для всех представляла "бабушкина комната", где интерьер полностью соответствовал ее названию: здесь хранились божница, сундуки, вышивки, мебель из красного дерева.


В десятых годах XX века вилла горела. Пожар уничтожил ряд полотен великих российских живописцев, которые украшали интерьеры помещений. Позднее поместье перешло к нефтепромышленнику Леону Манташеву. Есть мнение, что Рябушинский проиграл свой дом новому хозяину в карты.


Сейчас "Черная лебедь" располагается на том же месте – в Петровском парке по адресу Нарышкинская аллея, 5.


Литераторы в "Метрополе"


Одна из самых старых гостиниц Москвы "Метрополь", построенная в 1899-1905 годах, тоже связана с именами многих выдающихся литераторов начала ХХ века, рассказывает профессор кафедры журналистики Московского государственного института культуры Елена Коломийцева. По ее словам, само здание привлекало внимание представителей творческой элиты, во-первых, потому, что в нем находилось издательство "Скорпион", которое в 1904 году выпускало один из самых ярких журналов русского модернизма – "Весы". Издание пропагандировало "новое искусство", специализируясь на новинках театрального, музыкального и художественного мира.


Его главным редактором стал основатель и теоретик отечественного символизма Валерий Яковлевич Брюсов. "Разумеется, он был частым гостем исторического здания гостиницы. Поистине символично, что главный журнал одного из модернистских литературных направлений располагался в здании, созданном как памятник архитектуры именно стиля модерн", — замечает Коломийцева.


Метрополь


Второй точкой притяжения литераторов Серебряного века в "Метрополе" стал ресторан гостиницы. Так, в начале 1920-х годов его неоднократно посещал Сергей Есенин со своей новой женой – известной американской танцовщицей Айседорой Дункан, любившей роскошные места.


Коломийцева рассказывает, что в 1919 году вместе со своим другом, тоже поэтом-имажинистом Анатолием Мариенгофом, Есенин не раз провожал в номер жившего в "Метрополе" сотрудника Политуправления Реввоенсовета Якова Блюмкина, боявшегося покушения и потому призывавшего молодых литераторов "в охрану". 


Среды не для вина


Валерий Брюсов, как и Телешов, устраивал свои литературные среды в отцовском доме № 22 (тогда №24) на Цветном бульваре. На брюсовских встречах совершенно не было алкоголя, рассказывает агентству сотрудник Государственного литературного музея Моника Орлова.


По ее словам, брюсовские среды за свою историю проходили по двум адресам. Первые связаны с молодостью литератора, вторые – с более зрелым возрастом, когда его уже воспринимали как учителя.


Валерий Яковлевич не из тех, кого вырастили более опытные наставники, он создавал в литературе себя сам. Лишенный покровителей, он старался сформировать свой собственный круг общения, говорит Орлова.

 

Цветной больвар 22


"Вход в квартиру Брюсова был отдельный, к нему была пристроена деревянная лестница. Многие называли ее литературным чудом. Однажды, по воспоминаниям Иоанны Рунт, по ступенькам скатился подвыпивший Константин Бальмонт, часто посещавший дом в среду", — отмечает сотрудник музея.


Интерьер комнаты, где проходили встречи по средам, был достаточно скромен: дубовая кровать, стол, часы и ряд других предметов мебели, не отличающихся какими-то излишествами. После смерти отца и продажи дома на Цветном они были перевезены в особняк на 1-ю Мещанскую улицу в дом № 32 (ныне Проспект мира, 30), где известный поэт и прозаик с женой занимали первый этаж с 1910 по 1924 годы.


Дома Серебряного века. Музей


Среды переместились в этот дом – особняк в стиле модерн, некогда принадлежащий купцу Ивану Баеву, а затем перестроенный его сыном по проекту архитектора Владимира Чагина, замечает Орлова.


В то время Брюсов уже был авторитетным поэтом и писателем. К нему в кабинет по средам заходил Маяковский, собственно, талант которого он и заметил, а также Андрей Белый. Здесь часто бывал Блок, приходил рассказать о своих путешествиях Николай Гумилев.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала