EUR67.211.57%
USD63.300.14%

Гранд-Рю по-русски: Люксембург стал образцом для "гастрономической" улицы в Москве

Пешеходных улиц в Москве становится все больше. Но до сегодняшнего дня все они, как правило, создавались просто путем перекрытия автомобильного движения на том или ином знаковом для столицы участке. Другое дело "Аллея Романов" – первое в Москве тематическое общественное пространство, получившее известность как "гастрономическая" улица.

Директор инвестора "Аллеи Романов", компании Moscow Construction and Development, Доминик Фонтейн
© Moscow Construction and Development

Пешеходных улиц в Москве становится все больше. Но до сегодняшнего дня все они, как правило, создавались просто путем перекрытия автомобильного движения на том или ином знаковом для столицы участке. Другое дело "Аллея Романов" – первое в Москве тематическое общественное пространство, получившее известность как "гастрономическая" улица.

В отличие от других столичных пешеходных зон, "Аллея Романов", которая станет восьмой по счету пешеходной улицей Москвы, изначально реализуется как проект со специально продуманной концепцией, задачи которой не только принести прибыль инвестору, но и возродить к жизни заброшенный участок с руинами в самом сердце города.

О том, как появилась идея создать в Москве "гастрономическую" улицу, какие пешеходные зоны в мире послужили примером для нее и какова экономика проекта, в интервью РИА Новости рассказал директор инвестора "Аллеи Романов", компании Moscow Construction and Development, Доминик Фонтейн.

– Господин Фонтейн, Moscow Construction and Development была создана в Люксембурге специально для реализации проекта "Аллея Романов". Расскажите про себя – кто ваши акционеры и есть ли у вас другие проекты?


– Наша компания была создана группой частных инвесторов для реализации девелоперских проектов по всему миру. "Аллея Романов" – наш пилотный проект в России. Moscow Construction and Development видит для себя большие перспективы в России и Москве. Уже сегодня у нас есть другие идеи. Я надеюсь, мы сможем воплотить их в жизнь в скором времени.

– Почему вы решили реализовать свой проект пешеходной зоны именно в Москве?


– Строительство пешеходной улицы в Москве – непростое, но вместе с тем очень интересное дело, а мы всегда любили сложные задачи. Конечно, мы понимали, что нам придется столкнуться с определенными трудностями: в работу брался заброшенный участок с руинированными зданиями в центре города.

Теоретически мы, конечно, могли бы построить бизнес-центр или закрытый комплекс апартаментов, но наша компания отказалась от подобных идей: мы приняли решение открыть уникальное пространство в самом сердце Москвы для всех горожан и сделать его пешеходной зоной.

Строить в центре Москвы - это большая честь для нас как для иностранного инвестора и в то же время большая ответственность, которую мы готовы на себя взять. Мы хотели не только эффективно использовать нашу международную практику, но и разработать с ее помощью проект, нужный городу, сделать Москву еще лучше и ближе к горожанам.

Кроме того, Москва – это развивающийся рынок, и наша компания, как любой девелопер, заинтересована в выходе на него. Нам очень повезло получить в работу объекты, обладающие культурной и исторической ценностью, расположенные в самом центре города.

– Неужели вы хотите сказать, что создание пешеходного пространства способно принести более высокий доход, чем "обычный" девелопмент и реконструкция зданий для коммерческих целей? Зачем вам как инвестору создавать общественные пространства с экономической точки зрения?

– Даже очевидная коммерческая привлекательность объекта – это лишь половина его успеха. Мы провели маркетинговый анализ, изучили "географию" проекта и пришли к следующему выводу: наша целевая аудитория настолько широка, что мы с уверенностью можем назвать "Аллею Романов" "народным" проектом. Ведь центр Москвы – это то место, где никогда не бывает безлюдно, где каждый уголок обладает своим очарованием и манит как жителей столицы, так и многочисленных туристов.

На мой взгляд, "Аллея Романов" имеет несколько неоспоримых преимуществ: наличие рядом большого общественного паркинга, бизнес-центров с полноценной инфраструктурой, действующих исторических памятников.

Нельзя не отметить и архитектурные особенности "Аллеи Романов". Хотя общая протяженность улицы менее километра, здесь соседствуют уникальные архитектурные сооружения: Храм Знамения Иконы Божьей Матери на Шереметьевом дворе, музей-квартира К. А. Тимирязева,  Кремлевская больница, факультеты журналистики и искусств МГУ.

– А как было выбрано собственно пространство между Романовым переулком и Моховой улицей?

– Территория, на которой создается "Аллея Романов", более ста лет была закрытой для горожан. На протяжении долгого времени здесь располагались режимные государственные объекты: царский опричный двор, продуктораспределитель для партийной элиты, столовая, комплекс административных зданий. Простые горожане не имели возможности приходить гулять в это место, а ведь, только подумайте, оно находится всего в 500 метрах от Кремля!

Мы поставили перед собой амбициозную задачу – превратить данную территорию в полноценное общественное пространство, доступ к которому получат абсолютно все:  жители города, туристы, сотрудники расположенных рядом бизнес-центров, студенты. Речь идет об абсолютно новой пешеходной зоне, которой здесь никогда не было и которую мы создаем для москвичей.

– Каковы ваши взаимоотношения с застройщиком проекта – компанией  RD Group?

– Это наш давний партнер, девелопер 41-го квартала района Арбат в центре Москвы, где, собственно говоря, и располагается наша пешеходная улица. RD Group – опытный технический заказчик, благодаря которому в кратчайшие сроки были согласованы основные исходно-разрешительные документы "Аллеи Романов".

– Есть ли у компании или у ее отдельных менеджеров опыт по созданию подобных улиц в других городах мира?

– Мы европейская компания, а пешеходные улицы в Европе начали формироваться еще в Средневековье, и только на рубеже XIX-XX веков прогулочные пространства, или променады, приобрели важное общественно-политическое значение. Они развивались естественным путем, поэтому, наверно, ни один из европейских девелоперов не может похвастаться тем, что "от начала до конца" создал пешеходную зону.

В Москве же, напротив, существуют  примеры, когда пешеходные зоны создаются "с нуля" - в частности, наша "Аллея Романов". Но в этом есть и положительный момент: мы можем изучить все плюсы и минусы пешеходных зон Европы, чтобы использовать при реализации проекта аллеи как европейский опыт, традиции, так и современные технологии.


– Какие пешеходные зоны в мире вы считаете для себя примером?


– Мы осмотрели лучшие образцы пешеходных улиц по всему миру, в результате за основной ориентир была взята Гранд-Рю в Люксембурге. И не потому, что наша компания люксембургская, а в силу объективных причин. Мы считаем организацию пространства этой пешеходной зоны грамотной, а ее оформление – гармоничным.

Гранд-Рю  - это не просто улица, где представлены такие фешенебельные магазины, как Louis Vuitton и гастрономические заведения, как например, магазин бельгийских кондитерских изделий Neuhaus Chocolateries или мармеладная лавка Baerenland, но в первую очередь - это место, обладающее неповторимой атмосферой.

Мы хотим видеть "Аллею Романов" именно таким местом, где царит особая атмосфера, центром общественного притяжения, куда хочется возвращаться снова и снова. Я думаю, что наша пешеходная улица станет идеальным примером интеграции европейских архитектурных традиций и исторического наследия российской столицы, по-настоящему любимым жителями города и туристами местом.

– Какова экономика этого проекта – сколько времени, по вашим расчетам, потребуется на то, чтобы окупить ваши инвестиции?

– В Европе сроки окупаемости подобных проектов составляют 12-15 лет, в России – 8-10 лет. Мы надеемся, что "Аллея Романов" окупится за это время, если строительство будет проводиться в соответствии с нашими планами. Конечный результат во многом зависит от своевременной сдачи 2-й и 3-й очередей улицы.

– Moscow Construction and Development принадлежит само общественное пространство "Аллеи Романов" или здания, образующие улицу?


– Владельцем земли, на которой находятся строения "Аллеи Романов", является Управление делами президента РФ. Нам удалось убедить управление в том, что на данной территории необходимо сформировать именно пешеходную зону, и этот опыт переговоров был крайне полезен для нас как для девелоперов. Мы реализуем проект при поддержке управления и ценим то доверие, которое оно нам оказывает.

– Как вы выбирали "гастрономическую концепцию" для пешеходной улицы?

– При разработке концепции рассматривались различные варианты тематического зонирования. На начальном этапе решалось, будет ли это "моноулица" или зона ритейла разной направленности. В итоге остановились на первом. Далее необходимо было определиться с тематикой: предлагались улица бутиков, "ювелирная", "банковская" и даже "свадебная" улицы.

Профессионалы в области стрит-ритейла пришли к заключению, что отсутствие необходимого количества витрин и вторая линия домов не позволит реализовать эти идеи надлежащим образом.

Отмечу, что мнение экспертов полностью совпало с мнением молодежи, студентов МГУ, которые учатся в нашем квартале. Мы cпрашивали в первую очередь их и жителей квартала, что же они хотят увидеть на этом месте, какой должна быть "Аллея Романов".  Ведь именно они часто проводят здесь время, и, можно сказать, пропитаны духом этого места. Мнения сошлись безоговорочно – "гастрономическая" улица. На улице откроют свои двери не только рестораны и кафе, но и мясные лавки, бутики элитного шоколада и вина, магазины товаров для кухни и кулинарные школы. Уже сейчас нам поступают десятки запросов от потенциальных арендаторов.

– На какой ценовой уровень вы будете рассчитывать?

– Мы бы хотели видеть на "Аллее Романов" заведения разных ценовых категорий. Только таким образом можно превратить новую пешеходную зону в знаковое место, где сможет комфортно провести время и студент, и рядовой офисный работник, и менеджер высшего звена.

Мы очень внимательно подходим к подбору арендаторов, потому что они станут частью аллеи и должны будут гармонировать с атмосферой этого места, соответствовать ключевой идее проекта. Кроме того, большое значение мы уделяем не только внутреннему содержанию, концепции, но и внешним параметрам – мы тщательно следим, чтобы владельцы ресторанов и торговых точек заботились о сохранении уникального архитектурного стиля улицы. На "Аллее Романов" вы никогда не увидите светящихся современных вывесок. Все будет сделано в классическом стиле с элементами ковки, которую вы сейчас можете видеть на фонариках и часах. Независимо от того, с какими брендами придется сотрудничать, мы планируем пойти именно этим путем.

– Есть ли у вас уже предварительные договоры с арендаторами – будущими "резидентами" улицы?


– У нас уже есть договоренности с известной французской булочной Paul и рестораном армянской кухни Dolmama.

– Давайте теперь поговорим о том, как складываются ваши взаимоотношения инвестора с городом. В чем ценность вашей улицы для Москвы и планируется ли проводить на ней публичные мероприятия?


– Поскольку для нас очень важно сделать "Аллею Романов" уютным местом для горожан, мы используем при реализации проекта современные инженерные решения. Новую пешеходную улицу планируется оборудовать подогревом крыш и брусчатки, а также подсветкой дорожного покрытия. На элементах с подсветкой будут написаны приятные пожелания и интересные фразы на пяти языках – русском, английском, французском, испанском и японском.

Расположение "Аллеи Романов" делает ее удачным местом для проведения различных концептуальных мероприятий: аллея находится  в самом сердце столицы, но в то же время защищена от городского шума и суеты благодаря особенностям исторической застройки.

Кстати, позитивный опыт проведения мероприятий на аллее у нас уже есть: в конце 2012 года мы запустили творческий конкурс, посвященный "Аллее Романов", среди студентов МГУ. За видеоролики и эссе, посвященные 8-й пешеходной улице, голосовала вся Москва, победителей выбирало экспертное жюри, в состав которого вошли представители руководства МГУ им М.В. Ломоносова, в частности, декан факультета журналистики Елена Вартанова и декан факультета искусств Александр Лободанов.

8 июля стартовал новый, общегородской фотоконкурс, и мы надеемся, что он привлечет максимально широкую аудиторию. Главный приз – путевка в Грецию, и достанется она тому участнику, который сделает самую креативную фотографию на "Аллее Романов". В числе членов жюри этого конкурса - глава департамента культуры Москвы Сергей Капков, директор ЦПКиО им. Горького Ольга Захарова, редактор интернет-портала The Village Игорь Садреев.

Ну и еще один интересный факт: несмотря на то, что первые рестораны откроются на нашей пешеходной улице только в сентябре 2013 года, уже сегодня мы имеем несколько запросов от туристических компаний о ее включении в карту экскурсионных маршрутов столицы.

– Какое участие принимают власти Москвы в создании вашей пешеходной улицы и насколько комфортно вам с ними работать?


– "Аллея Романов" – проект, призванный сделать город еще ближе к людям, и его социальную значимость уже признают ведущие СМИ и представители столичных властей.  Улица была успешно презентована 23 июля 2013 года на международной конференции "Городское планирование: транспортный аспект. Российский и международный опыт", организованной НИиПИ Генплана Москвы. Свою поддержку проекту выразили такие знаковые персоны, как исполняющий обязанности заместителя мэра столицы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин и главный столичный архитектор Сергей Кузнецов, а также другие представители городской администрации и международные эксперты.

– Ну и последний вопрос: вам интересно развивать аналогичные проекты в других городах России?

– Пока что мы рассматриваем только Москву, преимущественно ее центр. Если проект "Аллеи Романов" будет успешен – а в этом мы практически уверены – наша компания обратит внимание и на российские регионы.  Я знаю, что пешеходные улицы есть в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге и в других российских городах, и это хороший тренд, который необходимо развивать.

Гранд-Рю по-русски: Люксембург стал образцом для "гастрономической" улицы в Москве
Директор инвестора "Аллеи Романов", компании Moscow Construction and Development, Доминик Фонтейн
Директор инвестора "Аллеи Романов", компании Moscow Construction and Development, Доминик Фонтейн
© Moscow Construction and Development
Директор инвестора "Аллеи Романов", компании Moscow Construction and Development, Доминик Фонтейн
Интерактив