Памятник архитектуры, которым никто не пользуется, мертв для города

Транспортные проблемы Москвы, темпы жилищного строительства, расширение территории столицы, сохранение архитектурного наследия и взаимодействие жителей с городскими властями – все это вечные вопросы мегаполиса, которые зачастую остаются без ответа. В интервью РИА Новости по данным вопросам высказал свое мнение главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов.

Сергей Кузнецов
© Архитектурная мастерская SPEECH Чобан & Кузнецов

Транспортные проблемы Москвы, темпы жилищного строительства, расширение территории столицы, сохранение архитектурного наследия и взаимодействие жителей с городскими властями – все это вечные вопросы мегаполиса, которые зачастую остаются без ответа. В интервью РИА Новости по данным вопросам высказал свое мнение главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов.

- Сергей Олегович, добрый день! В Москве мы каждый день наблюдаем маятниковое движение жителей между работой и домом. Как решить проблему со строительством жилья, не перегружая трафик?

 
- В центре Москвы больше рабочих мест, чем на периферии, поэтому возникает дисбаланс, который влияет на трафик. Следует найти баланс. В настоящее время некоторые кварталы умирают днем, а некоторые - вечером. Для достижения баланса нужно провести анализ - строить ли на конкретных площадках новые жилые дома или, может быть, переформатировать эти участки под нежилое строительство.

Для меня это даже не архитектурный вопрос – это вопрос математики. Поиском этого баланса должен заниматься не столько главный архитектор столицы, а Генплан или другие аналитики, которые, опираясь на определенные показатели, могли бы сказать, какие задачи нужно решать в каждом квартале – сколько и где нужно строить.

- Власти сейчас пытаются решить транспортную проблему путем расширения существующих магистралей, создания Северо-Западной Хорды и т.д., но многие жители выступают против этих проектов. Как найти компромисс в решении этой задачи?

- Баланс в этом вопросе будет строиться на диалоге между властью и жителями. Тем не менее, я не считаю, что надо строить меньше только потому, что жители выступают против. Городская инфраструктура должна развиваться. Подавляющее большинство недовольно пробками, а не тем, что у них под окнами строится дорога. Конечно, мнение меньшинства тоже важно, и с ним надо работать. Если строить качественно и в реальные сроки – это будет лучше в плане создания положительного общественного мнения.

- Если федеральный центр не будет перемещен в "новую" Москву, не получится ли так, что эта территория станет еще одним новым спальным районом?

- Вопрос – будет ли на территории "новой" Москвы размещен парламентский центр или нет – пока не решен, но то, что не нужно делать еще один спальный квартал – это очевидно.

"Новая" Москва создается, чтобы решить проблемы "старой" части города и чтобы город получил новое развитие. Если на новых территориях начнет создаваться гигантский спальный район, то это не путь к решению проблемы, а только ее усугубление. Если такое случится, это будет трагическая ситуация. Такое решение никто не собирается принимать, и такие варианты даже не рассматриваются.

- Какова будет политика в отношении сохранения архитектурного наследия?

- Раздраженность от потери наследия базируется на очень простой вещи - то, что возникает на месте наследия, очень плохого качества. В связи с этим одна из задач – качественно проектировать и планировать здания, которые строятся.

Я далек от категоричных оценок, когда предлагается сохранять все наследие. С наследием надо работать – это интересная задача. Надо взять предмет охраны, посмотреть, что более ценно, что менее, как внедрить что-то новое в старое. Когда наследие стоит и разрушается просто потому, что оно никому не нужно и экономически неинтересно, надо решать, что с ним делать. Надо сделать исторические здания инвестиционно привлекательными.

Я понимаю, что может быть это у кого-то и вызовет отторжение, в том плане, что за этим кроется некое внедрение в памятники, но весь мир и даже самые модные и интеллигентные города работают с памятниками. Они не ломают памятники, но находят варианты корректного сосуществования старого и нового, пристраивая или встраивая новые элементы к памятникам. Это более энергичный подход, но памятники при этом живут. Они входят в городскую ткань, как и здания, которыми мы пользуемся, а это очень важно для здания. Здание, которым не пользуются, мертвое. Это все равно, что сохранять мумию в мавзолее и гордиться, что она нетронута, но, с другой стороны, это же мертвое тело. Такого со зданиями быть не должно – они должны жить.

- Как вы видите свое будущее сотрудничество с коллегами из Союза архитекторов России и Москвы?


- Безусловно, их мнение и консультации очень важны. Будет даже создан Архитектурный совет, но задача сообщества не только быть консультантами, но и делать хорошие проекты, которые будут украшать город.

Беседовала Елена Лыкова

Памятник архитектуры, которым никто не пользуется, мертв для города

Сергей Кузнецов
Сергей Кузнецов
© Архитектурная мастерская SPEECH Чобан & Кузнецов
Главное сегодня